Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
при секретаре: Пустоваловой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2017 года гражданское дело по иску Шиндиной Р.И. к ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" о выплате недополученных сумм в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца
по апелляционному представлению прокурора г.Моршанска Тамбовской области, апелляционной жалобе Шиндиной Р.И. на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
установила:
Шиндина Р.И. обратилась в суд с иском к ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" о взыскании недополученных выплат, входящих в объем суммы в возмещение вреда здоровью, в обоснование иска указав, что она является вдовой Шиндина А.А. - инвалида 1 группы вследствие заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При жизни ее супруг Шиндин А.А. получал ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, в соответствии с п.15 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
21 сентября 2015 года Шиндин А.А. умер.
Истцу Шиндиной Р.И. как вдове участника ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с названным федеральным законом балы назначена сумма в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца в размере ***, выплату которой производил ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" с января 2016 года.
Считая, что выплата по случаю потери кормильца должна быть назначена не с января 2016 года, а с момента смерти супруга Шиндина А.А., умершего 21.09.2015 года, истец Шиндина Р.И. просила суд обязать ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" выплатить недополученную ею сумму в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца в размере *** за период с октября 2015 года по декабрь 2015 года.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 января 2017 года Шиндиной Р.И. отказано в удовлетворении иска о выплате недополученных сумм в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца.
Не согласившись с решением суда Шиндина Р.И. в апелляционной жалобе ставит вопрос об его отмене как незаконного и необоснованного. Указывает, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права, считая, что спорные денежные выплаты должны быть назначены с момента смерти супруга-кормильца, а выплачиваться только с момента подачи заявления и необходимого пакета документов. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Прокурором Моршанского района Тамбовской области в апелляционном представлении также ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права.
Считая решение суда законным и обоснованным, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области. ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" в возражениях на апелляционную жалобу просят его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные о месте и времени судебного заседания по правилам статьи 113 ГПК РФ, не сообщившие суду причины неявки, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем и на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав ходатайство и заключение прокурора Лесняк Е.Н., считавшего решение суда законным и обоснованным, и просившим прекратить апелляционное производство по апелляционному представлению в связи с отказом от представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (постановления от 1 декабря 1997года N18-П и от 19 июня 2002года N11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 части 1 статьи14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991г. N1244-1 не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат применению соответствующие положения статьи7 Федерального закона от 24 июля 1998г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт6.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. N11-П).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи7 Федерального закона от 24 июля 1998г.N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011г. N2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца являются инвалиды I, II или III группы.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 7 названного Порядка денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Как установлено судом первой инстанции и из материалов дела следует, что право Шиндиной Р.И. на получение компенсационных выплат, входящих в объем сумм в возмещение вреда здоровью, как вдове-иждивенцу умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС сторонами по делу не оспаривается.
Первичное обращение Шиндиной Р.И. в ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" с заявлением о назначении ей спорных компенсационных выплат состоялось 16.12.2015 года, и с момента обращения Шиндиной Р.И. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью ( л.д.13, 11-12).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, сославшись на вышеприведенные нормативные положения, исходя из того, что гражданин реализует своё право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью в заявительном порядке, то есть путём обращения с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, установив, что такое первичное обращение с заявлением Шиндиной Р.И. состоялось 16.12.2015 года, обоснованно пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания спорных компенсационных выплат с момента смерти супруга истца Шиндина А.А. - инвалида 1 группы вследствие заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Выводы суда полно мотивированны, соответствуют установленным по делам обстоятельствам, подтверждены документально, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку лишь на момент подачи заявления в ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Моршанска и Моршанского района" 16.12.2015 года были соблюдены все условия назначения и выплаты спорных компенсационных выплат, в том числе, и предоставления необходимого пакета документов, включая судебное решение, установившее факт нахождения вдовы на иждивении умершего инвалида 1 группы вследствие заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Процедура прекращения апелляционного производства закреплена законодателем в статье 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.
Поскольку представление прокурора по существу не рассмотрено, апелляционное определение не вынесено, отказ от жалобы не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять отказ от представления, апелляционное производство по представлению прокурора города Моршанска прекратить.
Порядок и последствия прекращения апелляционного производства сторонам разъяснены.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, ст.ст. 220, 326 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиндиной Р.И. - без удовлетворения.
Принять отказ прокурора города Моршанска Тамбовской области от представления на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 января 2017 года, апелляционное производство прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.