Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.
судей Морозовой В.Н., Пархомович Г.П.
при секретаре Гузик И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 мая 2017 года
апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Комоликова О.П. на решение Боградского районного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2017 года, которым удовлетворен иск Шнорр Л.Г. к администрации Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия по неначислению и неосуществлению ежемесячных денежных выплат к государственной или страховой пенсии, обязании начислять и осуществлять доплату к государственной или страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения истца Шнорр Л.Г. и ее представителя Доценко К.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Васильевой Е.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шнорр Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в неначислении и неосуществлении доплаты к государственной или страховой пенсии, как лицу, замещавшему на постоянной основе выборные должности в органах местного самоуправления поселения, обязании начислять и осуществлять доплату к государственной или страховой пенсии в соответствии с положениями ст. 38.3 Устава муниципального образования Бородинский сельсовет, требования мотивировала тем, что в разные периоды времени являлась "данные изъяты", то есть замещала выборные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Бородинский сельсовет, по выходу на пенсию ей была установлена ежемесячная доплата к государственной (трудовой) пенсии. В связи с приостановлением решением Совета депутатов от 02.11.2016 N 55 действия решения Совета депутатов Бородинского сельсовета от 03.04.2009 N 46-4 "Об утверждении Положения "Об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Бородинский сельсовет", с ноября 2016 года ей прекращена выплата доплаты к пенсии, с чем она не согласна, поскольку неначисление и неосуществление Администрацией ежемесячных денежных выплат нарушает её права, гарантированные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования.
В судебном заседании представитель истца Доценко К.Ю. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика с ноября 2016 года начислять и осуществлять Шнорр Л.Г. доплату к страховой пенсии в соответствии с положениями ст. 38.3 Устава муниципального образования Бородинский сельсовет. Указала, что Шнорр Л.Г. при выходе на пенсию приобрела право на доплату к пенсии. Полагала, что по своему правовому статусу, лица, замещающие муниципальные должности, к которым относится Шнорр Л.Г., и муниципальные служащие, равны, поэтому социальная гарантия в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренная для муниципальных служащих, должна предоставляться и лицам, замещавшим выборные должности. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 3 Закона Республики Хакасия N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия", обратила внимание на консолидированный бюджет и получение муниципальным образованием дотаций на покрытие расходов, связанных с предоставлением лицам, замещающим муниципальные должности, гарантий.
Истец Шнорр Л.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика администрация Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия.
Суд постановилрешение, которым исковые требования Шнорр Л.Г. удовлетворил.
Признал незаконным бездействие администрации Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия по неначислению и неосуществлению ежемесячной доплаты к страховой пенсии Шнорр Л.Г..
Обязал администрацию Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакассия с ноября 2016 года начислять и осуществлять доплату к страховой пенсии Шнорр Л.Г., как лицу, замещавшему на постоянной основе выборную должность в органах местного самоуправления Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия.
С решением не согласна представитель ответчика глава Бородинского сельсовета Комоликова О.П.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает, что разрешая спор, и, удовлетворяя заявленные истцом требования, суд не принял во внимание, что установление, выплата и перерасчет размера ежемесячной страховой выплаты к страховой пенсии производится в соответствии с решением Совета депутатов органа местного самоуправления, а не Уставом муниципального образования, которым лишь определена данная социальная гарантия. Указывает, что реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня бюджетной обеспеченности данного муниципального образования. Просит учесть, что муниципальное образование Бородинский сельсовет на протяжении длительного времени является дотационным, поэтому орган местного самоуправления, воспользовавшись своим правом, принял решение о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, занимавшим выборные должности.
Кроме того, указывает, что решение Совета депутатов от 02.11.2016 N 55 о приостановлении ежемесячных доплат к страховой пенсии является действующим, в установленном законном порядке не отменено, истцом не оспорено, однако суд не дал оценку данному обстоятельству.
Считает, что суд, принимая решение, не применил положения бюджетного законодательства, позволяющие в случае недостаточности финансирования приостановить действие каких-либо расходных обязательств.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Шнорр Л.Г. просит доводы жалобы оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, истцу Шнорр Л.Г., замещавшей выборную должность "данные изъяты" муниципального образования Бородинский сельсовет, распоряжением главы Бородинского сельсовета N 34-к от 4 ноября 2011 года установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% месячного денежного содержания.
Решением Совета депутатов Бородинского сельсовета Боградского района от 02 ноября 2016 года N 55 приостановлено действие решения Совета депутатов Бородинского сельсовета от 03 апреля 2009 года N 46-4 "Об утверждении положения "Об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Бородинский сельсовет", со ссылкой на то, что реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета.
Глава Бородинского сельсовета 09 ноября 2016 года уведомила истца Шнорр Л.Г. о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии.
Как следует из справки, выданной Главой Бородинского сельсовета от 12 декабря 2016 года N 745, начисления ежемесячной доплаты к пенсии Шнорр Л.Г. за ноябрь-декабрь 2016 года не производились.
Обращаясь в суд, истец Шнорр Л.Г. полагала, что прекращение доплаты к пенсии муниципальным образованием является незаконным, и нарушает ее права, гарантированные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования.
Разрешая спор и удовлетворяя требований истца, суд исходил из того, что поскольку Уставом муниципального образования Бородинский сельсовет установлено право на получение ежемесячной доплаты после выхода на трудовую пенсию по старости, данное положение Устава в настоящее время является действующим, у администрации Бородинского сельсовета правовых оснований для приостановления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии Шнорр Л.Г. не имелось.
Однако с указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 года.
Таким образом, вопросы установления пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии) лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Абзац второй пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ, вступившим в силу в день его принятия, закрепляет право устанавливать в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) названных в абзаце первом пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 июля 2004 года N 43 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в "адрес"", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, к числу выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Хакасия относятся глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 статьи 1 указанного Закона было установлено, что на выборное должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" с учетом соотношения выборных муниципальных должностей и государственных должностей государственной службы.
Выплата доплат к государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств соответствующего местного бюджета.
В силу части 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 года N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости. В случае принятия муниципальным образованием данных обязательств потребность в средствах на их исполнение учитывается при регулировании межбюджетных отношений между муниципальным образованием и Республикой Хакасия.
Основным документом, определяющим структуру органов местного самоуправления и особенности осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия является устав данного муниципального образования.
Решением Совета депутатов муниципального образования Бородинского сельсовета от 26 декабря 2005 года N 13 был принят Устав муниципального образования Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия.
Статьей 38.3 Устава предусмотрено, что главе поселения, осуществлявшему на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий, устанавливается ежемесячная денежная выплата к государственной или страховой пенсии. При этом установление, выплата и перерасчёт размера ежемесячной выплаты к государственной или страховой пенсии главе поселения производится в соответствии с правовым актом местной администрации поселения.
Решением Совета депутатов Бородинского сельсовета Боградского района от 02 ноября 2016 года N 55 приостановлено действие решения Совета депутатов Бородинского сельсовета от 03 апреля 2009 года N 46-4 "Об утверждении положения "Об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Бородинский сельсовет".
Согласно п. 1.2 ст. 1, ст. 2 указанного Положения лица, замещавшие выборные должности в органах местного самоуправления, работавшие на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное содержание за счет средств бюджета муниципального образования Бородинский сельсовет, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, исходя из месячного денежного содержания.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия" (ред. от 12.12.2016) муниципальному служащему могут предоставляться дополнительные гарантии, в том числе, пенсия за выслугу лет (доплата к государственной или страховой пенсии) (п.2). Назначение и выплата пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) муниципальным служащим осуществляются в установленном муниципальным правовым актом порядке, аналогичном порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, установленному законом Республики Хакасия.
Согласно ч. 2 ст. 10 указанного Закона порядок и условия предоставления муниципальному служащему гарантий, установленных настоящей статьей, помимо дополнительной гарантии, указанной в пункте 2 части 1 настоящей статьи, устанавливаются Уставом муниципального образования.
Таким образом, из вышеприведенных норм Законом Республики Хакасия, усматривается, что порядок назначения и выплаты такой дополнительной гарантии как доплата к государственной или страховой пенсии устанавливается муниципальным правовым актом. Таковым правовым актом на территории Бородинского сельского совета является решение Совета депутатов Бородинского сельсовета от 03 апреля 2009 года N 46-4 "Об утверждении положения "Об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Бородинский сельсовет". Судом установлено, что Решением Совета депутатов Бородинского сельсовета Боградского района от 02 ноября 2016 года N 55 действие данного решения приостановлено.
Суд, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что дополнительная гарантия в виде доплаты к страховой пенсии предусмотрена Уставом муниципального образования, однако, придя к такому выводу, суд не принял во внимание вышеприведенные положения ч. 2 ст. 10 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия", и не учел, что действие решения Совета депутатов Бородинского сельсовета от 03 апреля 2009 года N 46-4, определяющего порядок установления, назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, приостановлено.
Наличие в Уставе муниципального образования такой дополнительной гарантии как доплата к государственной или трудовой пенсии, при отсутствии нормативного акта органа местного самоуправления, определяющего порядок установления, назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, не порождает у истца права на получение указанной доплаты.
Судом установлено, что решение Совета депутатов Бородинского сельсовета Боградского района от 02 ноября 2016 года N 55, приостановившее действие решения Совета депутатов Бородинского сельсовета от 03 апреля 2009 года N 46-4, определяющего порядок установления, назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, не оспорено.
Судебная коллегия отмечает, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Учитывая, что финансирование ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципальных служащих, осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, оно с учетом бюджетных финансовых возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боградского районного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2017 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шнорр Л.Г. к администрации Бородинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия по неначислению и неосуществлению ежемесячных денежных выплат к государственной или страховой пенсии, обязании начислять и осуществлять доплату к государственной или страховой пенсии - отказать.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи В.Н. Морозова
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.