Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО8
судей ФИО7 и Гебековой Л.А.,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы МР " "адрес"" - ФИО5 на решение "адрес" Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
В удовлетворении иска администрации MP " "адрес"" к ФИО1 о сносе самовольной постройки отказать
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
Администрация MP " "адрес"" обратилась в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольной постройки.
Исковые требования мотивировала ФИО1 тем, что отделом строительства, архитектуры и ЖКХ при администрации "адрес" выявлено, что ФИО1 на земельном участке в кадастровом квартале 05:07:000077, площадью 500 кв.м. с видом разрешенного использования под личное подсобное хозяйство, расположенном на территории Сабновинского сельского поселения, самовольно, без разрешительных документов, а именно без согласования и технических условий, без разработки схем размещения объекта капитального строительства осуществлено строительство капитального строения из пильного известняка с фундаментом размерами 20м х 11м.
Предписание главного архитектора "адрес" от 23.11.2016г. об устранении допущенных нарушений ФИО1 оставлено без реагирования.
В связи с изложенным просит обязать ФИО1 снести самовольно возведенное капитальное строение размерами 20м х 11м., расположенное на территории сельского поселения " "адрес"" "адрес", севернее поворота в "адрес".
Судом постановленоуказанно выше решение.
В апелляционной жалобе Глава МР " "адрес"" - ФИО6 просит решение суда отменить.
Он указывает, что вывод суда о том, что иск администрации "адрес" не может быть удовлетворен в связи с фактом утверждения сельским поселением " "адрес"" правил землепользования и застройки является необоснованным, противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от "дата" N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Как следует из изложенного, вопрос, закрепленный в п.20 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона (утверждение правил землепользования и застройки) не отнесен к вопросам местного значения сельского поселения.
Не отнесен данный вопрос также к вопросам местного значения сельского поселения также и Законом Республики Дагестан от "дата" N 117 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан".
Кроме того, муниципальным районом " "адрес"" полномочия по решению вопроса утверждения правил землепользования и застройки местный уровень не передавались.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в аб.4 п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. N, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В данном случае указанное выше решение Собрания депутатов СП " "адрес"" не соответствует приведенным выше Федеральному Закону и Закону Республика Дагестан и не подлежит применению.
Вывод суда о том, что у администрации "адрес" отсутствует право на обращение в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольной постройки в силу того, что земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, находится не в муниципальной собственности, не основан на действующих нормах материального права.
Пунктом 1 ст.222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Отсутствие в рассматриваемом споре факта обращения за получением необходимых для строительства разрешений дает основание причислить данное строение к самовольной постройке. Более того, Главным архитектором "адрес" было выдано предписание от "дата" N об устранении выявленных нарушений и сносе самовольной постройки своими силами.
Лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки (Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от "дата").
В силу подп. 5 п. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от "дата" N 143 Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельный участок размером по ширине 20 метров, по длине 25м., с кадастровым номером 05:07:000077:3495, на котором расположена постройка ФИО1, имеет вид разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства".
Между тем, объект самовольного строительства представляет собой индивидуальный жилой дом, возведенный без разрешительных документов, а именно без согласования и технических условий, без разработки схем размещения объекта капитального строительства из пильного известняка с фундаментом размером 20мх11м.
Судом указанные обстоятельства во внимание не приняты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в иске МР " "адрес"", суд сослался на то, что Администрация МР " "адрес"" не может являться истцом по настоящему делу, поскольку решением Собрания депутатов сельского поселения " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан от "дата"г. N02 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан" и в связи с утверждением указанных Правил распоряжение земельными участками, расположенными на территории поселения, осуществляется не МР " "адрес"", а администрацией сельского поселения " "адрес", кроме того, возведенное ответчиком строение не является капитальным строением, а является забором, при строительстве которого ответчик не вышел за пределы территории его земельного участка.
Между тем с данным выводом суда нельзя согласиться.
В силу п.п. 20 п.1 ст. 14 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ (ред. от "дата") "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
Согласно п.3 и ст. 14 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п.4 ст. 14 указанного выше Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Не отнесен данный вопрос также к вопросам местного значения сельского поселения также и Законом Республики Дагестан от "дата" N 117 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан".
Кроме того, муниципальным районом " "адрес"" полномочия по решению вопроса утверждения правил землепользования и застройки местный уровень не передавались.
При таких обстоятельствах решение Собрания депутатов сельского поселения " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан от "дата"г. N02 "Об утверждении правил землепользования и застройки сельского поселения " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан" было принято в нарушение норм Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от "дата" N 131- ФЗ
муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральном} закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в аб.4 п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. N согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Ст. 12 ГК РФ в системной взаимосвязи со ст.ст.5, 7, а также с учетом указанного выше разъяснения Верховного суда РФ позволяет давать правовую оценку актам публично-правовых образования независимо от того, предъявлялись ли требования о признании их недействительными.
При изложенных обстоятельствах ссылка суда на решение Собрания депутатов сельского поселения " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан от "дата"г. N02 "Об утверждении правил землепользования и застройки сельского поселения " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан", а также вывод о том, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком в границах территории поселения " "адрес"" "адрес" РД принадлежат сельскому поселению, а не МР " "адрес" являются необоснованными.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком ФИО1 на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:07:00077 площадью 500 кв.м., представленном для использования под личное подсобное хозяйство, самовольно без разрешительных документов возведены стены помещения высотой 2м. и размерами 20м. х11 м. Согласно предписанию Начальника отдела строительства, архитектуры и ЖКХ "адрес" истцом возведено строение капитального характера (л.д.9)
Согласно акту осмотра объекта на предмет устранения допущенных нарушений N от "дата" на указанном выше земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности согласно Свидетельству о государственной регистрации права от "дата", производится строительство объекта капитального характера размерами 20 х 11 м. площадью 220 кв.м.
Делая вывод суда о том, что строение, возведенное истцом на участке, не является капитальным, суд строением, оно построено в целях ограды земельного участка, суд сходил из справки, выданной начальником УИ и ЗО Администрации ГО " "адрес"" (л.д.28)
Однако, земельный участок истца не входит в территорию ГО " "адрес"", УИ и ЗО Администрации ГО "г ... Дагестанские Огни" имеет полномочия выдавать подобные справки в части объектов, земельных участков, находящихся на территории "адрес".
Кроме того, в указанной справке не указан кадастровый номер земельного участка, его месторасположение.
По справке нельзя определить, сооружение, возведённое истцом по какому адресу, на каком земельном участке, с какими наружными размерами, не является капитальным.
Тот факт, что возведенный ответчиком объект строительства носит капитальный характер подтверждается приведенным выше актом осмотра объекта.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительств объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
В силу подп. 5 п. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Из материалов дела следует, что истец возводит строение без разрешения на строительство, без проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами согласовывается с органами архитектуры.
Для устранения допущенных нарушений начальник Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ "адрес" ответчику было сделано предписание N от "дата".
Однако истцом указанные нарушения в установленный срок не устранены.
При изложенных обстоятельствах, возведенное истцом капитальное строение имеет все признаки самовольного строения.
В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Судом в удовлетворении иска МР " "адрес"" отказано необоснованно, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований МР " "адрес"".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
"адрес" Республики Дагестан от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск администрации MP " "адрес"" удовлетворить.
Обязать ФИО1 снести самовольное капитальное строение, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 05:07:00007 общими размерами 20м. х 11 м. на территории сельского поселения " "адрес"" "адрес" севернее поворота в "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.