Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Сафронова М.В.
судей Панфиловой Л.И., Рябчикова А.Н.
при секретаре Кривовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по исковому заявлению Горяиновой ( / / )10 к страховому акционерному обществу "ВСК" о взыскании страховой суммы, поступившее по апелляционной жалобе истца на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 06.02.2017.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.И., пояснения истца Горяиновой М.В., поддержавшей доводы жалобы и просившей об отмене решения, возражения против доводов жалобы представителя ответчика Мусина А.Е., судебная коллегия
установила:
Горяинова М.В. обратилась с иском к страховому акционерному обществу "ВСК" о взыскании страховой суммы в размере 2000 000 рублей и штрафа в размере 50 % от взысканной суммы, указывая в обоснование требований на то, что 29.09.2015 во время исполнения трудовых обязанностей наступила смерть ее супруга Горяинова О.П. вследствие заболевания - хронической ишемической болезни сердца, проявившейся острой коронарной недостаточностью. В соответствии с актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, проведенного в период с 30.06.2015 по 09.10.2015, комиссия квалифицировала несчастный случай с Горяиновым О.П., как "несчастный случай со смертельным исходом не связанный с производством".
Однако, по мнению истца, произошедшее событие является страховым случаем, поскольку при обращении за медицинской помощью к фельдшеру ( / / )4, ей были допущены дефекты оказания медицинской помощи: не зарегистрировано ЭКГ, что привело к постановлению неправильного диагноза.
Поскольку смерть супруга наступила в период действия договора страхования граждан от несчастных случаев и профессиональных болезней работников ООО "Бурнефтегаз", заключенного 01.02.2015, между страховым акционерным обществом "ВСК" (САО "ВСК") и ООО "Бурнефтегаз", считает, что данное событие является страховым случаем, в связи с чем страховщик обязан выплатить страховое возмещение в указанной сумме, а также штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
Решением суда от 06.02.2017 в удовлетворении исковых требований Горяиновой М.В. отказано.
Не согласившись с таким решением, истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Так, в жалобе указывается на неправильное толкование судом условий договора страхования и Правил страхования N 83, устанавливающих, что к несчастным случаям относятся, в том числе неправильные медицинские манипуляции (операции и медицинские процедуры). Факт оказания некачественной медицинской услуги был установлен судебной экспертизой, согласно выводов которой при оказании медицинской помощи Горяинову О.П. 25.09.2015 и 27.09.2015 фельдшером ( / / )4 были выявлены дефекты оказания медицинской помощи: не зарегистрировано ЭКГ, что привело к неправильной трактовке клинической картины и постановке неправильного диагноза.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Горяинова М.В. поддержала доводы жалобы и просила решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Мусин А.Е. возражал против отмены постановленного судом решения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, извещены почтовым отправлением, также имеется информация о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции таких нарушений закона не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом Горяинов О.П. был принят по трудовому договору N 94/2014 от 24.03.2014 в ООО "Бурнефтегаз", на должность бурильщика капитального ремонта скважин 6 разряда в цех капитального и подземного ремонта скважин. Будучи работником ООО "Бурнефтегаз", впоследствии присоединенного к ООО "Соровскнефть", Горяинов О.П. был застрахован в САО "ВСК" по договору страхования от несчастных случаев и болезней N 1500C830R0042 от 01.02.2015 (далее по тексту - Договор страхования), заключенного на основании Правил N 83 добровольного страхования граждан от несчастных случаев и болезней от 25.11.2013 (далее по тексту - Правила страхования).
27.09.2015 находясь на рабочем месте, Горяинов О.П. умер.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании страховой суммы, суд первой инстанции, полно исследовав представленные доказательства и дав им оценку по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, пришел к выводу о том, что смерть Горяинова О.П. не является страховым случаем, соответственно у страховщика отсутствует обязанность по выплате истцу страховой суммы, указав на то, что в силу условий заключенного договора страхования и Правил смерть Горяинова О.П. наступила, не вследствие профессионального заболевания, либо несчастного случая, связанного с неправильными медицинскими манипуляциями, а в результате обострения имевшегося у него хронического заболевания.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Так, в соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В силу пункта 1 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение, в том числе о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Согласно положений статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
Статьей 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" разъяснено, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (пункт 2), а страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, согласно п. 1.1 договора страхования по настоящему договору и на условиях правил страхования, страховщик обязуется за обусловленную договором страховую премию при наступлении в жизни Застрахованного страхового случая произвести страховую выплату Застрахованному лицу, а в случае его смерти - наследникам Застрахованного лица по закону.
В соответствии с пунктом 2.1 договора страхования, страховыми случаями являются следующие события, произошедшие в период действия Договора: вред, причиненный здоровью застрахованного вследствие несчастного случая, происшедшего с застрахованным в период страхования, и приведший к временной нетрудоспособности работающего (п. 2.1.1); установление застрахованному инвалидности в связи с причинением вреда застрахованного вследствие несчастного случая, происшедшего с застрахованным в период страхования (п. 2.1.2); смерть застрахованного в результате несчастного случая, происшедшего с застрахованным в период страхования (п. 2.1.3); установление застрахованному инвалидности вследствие профессионально заболевания, впервые диагностированного в период действия настоящего Договора (п. 2.1.4); смерть застрахованного вследствие профессионального заболевания, впервые диагностированного в период действия настоящего Договора (п. 2.1.5).
Исходя из условий договора страхования (п. 2.2) и Правил страхования (п. 2.4) под несчастным случаем понимается внезапное, внешнее, непредвиденное воздействие на организм человека, в результате которого причиняется вред здоровью застрахованного, включая террористический акт. К таким воздействиям, в том числе, относятся: взрыв; действие электрического тока; удар молнии; нападение злоумышленников или животных; падение предметов на застрахованного; падение самого застрахованного; попадание в дыхательные пути инородного тела; утопление застрахованного; случайное острое отравление ядовитыми растениями, грибами, химическими веществами, ядовитыми газами; пищевое отравление; движение средств транспорта или их крушение; пользование движущимися механизмами, оружием и всякого рода инструментами; воздействие высоких (термические ожоги, кроме солнечных) или низких (отморожения) температур, химических веществ, если иное не оговорено Договором страхования. К несчастным случаям также относятся неправильные медицинские манипуляции (операции и медицинские процедуры); заболевания застрахованного клещевым энцефалитом (клещевым энцефаломиелитом); полиомиелитом; патологические роды или внематочная беременность, приведшие к инвалидности или смерти; а также события, при которых вследствие физического перенапряжения у застрахованного лица происходит вывих отделов позвоночника или суставов конечностей либо растяжение или разрыв мышц, сухожилий, связок или суставных сумок (кроме грыж белой линии живота, грыж межпозвонковых диске и паховых грыж).
Правилами страхования (п. 2.4) также установлен перечень событий, не относящихся к несчастным случаям: любые форы острых, хронических и наследственных заболеваний (в том числе инфаркт, инсульт и прочие внезапные поражения органов, вызванные наследственной патологией или патологией в результате развития заболевания), инфекционные заболевания (кроме клещевого энцефалита, клещевого энцефаломиелита, полиомиелита), если иное не оговорено Договором страхования.
Под профессиональным заболеванием понимается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную нетрудоспособность, инвалидность или смерть застрахованного. (п. п. 2.4 Правил страхования)
Страховая сумма на одного застрахованного по рискам 2.1.3 и 2.1.5 составляет два миллиона рублей (п. 2.6 Договора страхования).
Судом установлено и следует из заключения судебно-медицинской экспертизы от 11.10.2016, смерть застрахованного работника - Горяинова О.П. наступила от хронической ишемической болезни сердца, осложнившейся острой коронарной недостаточностью. 25.09.2015 Горяинов О.П. предъявлял неспецифические для заболевания сердца жалобы, это затруднило процесс верификации диагноза фельдшером, который был определен в соответствии с имеющимися жалобами и данными анамнеза, как "хронический гастрит". При оказании медицинской помощи Горяинову О.П. 29.09.2015 и 27.09.2015 фельдшером ( / / )4 были выявлены дефекты оказания медицинской помощи: не зарегистрировано ЭКГ, что привело к неправильной трактовке клинической картины и постановке неправильного диагноза. Назначение препарата "гастал" и "баралгин" не могли ухудшить состояние Горяинова О.П., смерть которого наступила через 40 минут после контакта с медицинским работником, что может быть связано с нетипичной фатальной картиной заболевания, обширной зоной ишемии и поздним обращением пациента, но никак не связано с действиями фельдшера. В указанных ситуациях летальный исход может наступить и при своевременном, правильном оказании адекватного лечения. Наличие прямой причинно-следственной между действиями фельдшера и наступлением смерти Горяинова О.П. не имеется.
При таких обстоятельствах, когда судом с достоверностью установлено что причиной смерти Горяинова М.В явилось заболевание хронической ишемической болезни сердца, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что данное событие не является страховым случаем.
С доводами истца, указывающей на то, что исходя из условий договора страхования и Правил смерть супруга относится к страховому риску "несчастный случай", поскольку судебно-медицинской экспертизой установлено некачественное оказание медицинской помощи фельдшером ( / / )4, судебная коллегия согласиться не может, так как исходя из понятия "несчастного случая", данного Правилами страхования N, понимается внезапное, внешнее, непридвиденное воздействие на организм человека, в результате которого причиняется вред здоровью застрахованного.
Судебно-медицинской экспертизой установлено, что смерть Горяинова О.П. явилась следствием обострения имевшегося у него хронического заболевания, а не внезапного, непридвиденного воздействия на организм. Оказанная фельдшером медицинская процедура - прием препаратов "гастал" и " баралгин" не оказали воздействие на состояние его здоровья.
Таким образом, сделанный судом первой инстанции вывод о том, что смерть Горяинова О.П. не относится к страховому риску "несчастный случай" является правильным.
Фактически доводы истца не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки исследованных доказательств у коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 06.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Горяиновой М.В. без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Сафронов
Судьи: Л.И.Панфилова
А.Н. Рябчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.