Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Петровой Ю.Ю., Ничковой С.С.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании 08 июня 2017 года гражданского дело N 2-437/17 по апелляционной жалобе Жуковой Т. С. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2017 года по иску Жуковой Т. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды в специальный стаж, признании права на назначение досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Жуковой Т.С., ее представителя - Тихоновой Н.В., представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга - Петрушиной О.В., Ганичевой С.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Жукова Т.С. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры отделения урологии в обществе с ограниченной ответственностью "НИЛЦ "Деома" с 01.05.2005 по 28.02.2010 (продолжительностью 04 года 09 месяцев 28 дней); включить в специальный стаж период работы, в должности медицинской сестры отделения урологии в обществе с ограниченной ответственностью "НИЛД "Деома" и в должности медицинской сестры палатной (постовой) на 0,5 ставки терапевтического отделения в Балтийской центральной бассейновой больнице им. Чудновского Г.И. с 01.06.2000 по 31.01.2001 (продолжительностью 08 месяцев 01 день), с 01.09.2001 по 31.01.2002 (продолжительностью 05 месяцев 01 день); признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости независимо от возраста, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В обосновании требований указала, что 10.03.2016 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.З0 Федерального закона от 28.12.2013 года N 40-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением N 168 (24/25) от 09.06.2016 ответчиком отказано в назначении пенсии и в принятии к зачету в специальный стаж периоды работы с 01.05.2005 по 28.02.2010 (04 года 09 месяцев 28 дней) в должности медицинской сестры отделения урологии в обществе с ограниченной ответственностью "НИЛЦ "Деома", поскольку такое наименование организации не предусмотрено "Списками ... ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002; а также периоды работы с 01.06.2000 по 30.04.2005 (04 года 11 месяцев), с 01.03.2010 по 14.03.2010 (14 дней) в должности медицинской сестры на 0,5 ставки отделения лазерной дермотокосметологии, медицинской сестры урологии в обществе с ограниченной ответственностью "НИЛД "Деома", поскольку указанное наименование не предусмотрено "Списками ... ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 и не выработана норма рабочего времени на полную ставку заработной платы. С 01.06.2000 по 31.01.2001 (08 месяцев 01 день), с 01.09.2001 по 31.01.2002 (05 месяцев 01 день), с 01.05.2005 по 09.07.2005 (02 месяца 09 дней), с 21.07.2005 по 31.07.2005 (11 дней), с 29.08.2005 по 30.12.2005 (04 месяца 02 дня), с 10.01.2006 по 28.02.2010 (04 года 02 дня) - в должности медицинской сестры палатной (постовой) на 0,5 ставки терапевтического отделения в Балтийской центральной бассейновой больнице им.Чудновского Г.И., поскольку не выработана норма рабочего времени на полную ставку заработной платы (п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 года). Указанное решение Жукова Т.С. считает незаконным и указывает, что периоды работы должны быть включены ответчиком в специальный стаж, поскольку истцом была выработана норма рабочего времени на полную ставку заработной платы.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда, полагая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "НИЛД "Деома", в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.12.2013 г. N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела, истица 10.03.2016 обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения на основании пп. 20, п.1, ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 168 (24/25) от 09.06.2016 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга отказано в назначении пенсии и в принятии к зачету в специальный стаж периоды работы с 01.05.2005 по 28.02.2010 (04 года 09 месяцев 28 дней) в должности медицинской сестры отделения урологии в обществе с ограниченной ответственностью "НИЛЦ "Деома", поскольку такое наименование организации не предусмотрено "Списками ... ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002; а также периоды работы с 01.06.2000 по 30.04.2005 (04 года 11 месяцев), с 01.03.2010 по 14.03.2010 (14 дней) в должности медицинской сестры на 0,5 ставки отделения лазерной дермотокосметологии, медицинской сестры урологии в обществе с ограниченной ответственностью "НИЛД "Деома", поскольку указанное наименование не предусмотрено "Списками ... ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 и не выработана норма рабочего времени на полную ставку заработной платы. С 01.06.2000 по 31.01.2001 (08 месяцев 01 день), с 01.09.2001 по 31.01.2002 (05 месяцев 01 день), с 01.05.2005 по 09.07.2005 (02 месяца 09 дней), с 21.07.2005 по 31.07.2005 (11 дней), с 29.08.2005 по 30.12.2005 (04 месяца 02 дня), с 10.01.2006 по 28.02.2010 (04 года 02 дня) - в должности медицинской сестры палатной (постовой) на 0,5 ставки терапевтического отделения в Балтийской центральной бассейновой больнице им.Чудновского Г.И., поскольку не выработана норма рабочего времени на полную ставку заработной платы (п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 года). Указанное решение Жукова Т.С. считает незаконным и указывает, что периоды работы должны быть включены ответчиком в специальный стаж, поскольку истцом была выработана норма рабочего времени на полную ставку заработной платы (0,5+0,5=1).
В соответствии с Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002 "О списках работ профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пп. 20, п.1, ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусмотрена работа в учреждениях здравоохранения. Общество с ограниченной ответственностью учреждением не является.
Разрешая спор, суд исходил из того, что периоды работы истицы в обществе с ограниченной ответственности "НИЛД "Деома", не может быть зачтен в специальный стаж, при этом общий стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости истицы составляет 24 года 02 месяца 27 дней, соответственно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у Жуковой Т.С. отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела истица в период с 01.05.2005 года по 28.02.2010 работала в обществе с ограниченной ответственности "НИЛД "Деома", в должности медицинской сестры отделения урологии.
Из Устава общества с ограниченной ответственности "НИЛЦ "Деома", утвержденного решением общего собрания участников. Протокол N 3 от 21.12.1998 (л.д.25-38), следует, что полное фирменное наименование общества, целью деятельности которого является извлечение прибыли: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский лечебный центр "Деома", сведения о том, что фирменным наименованием общества является Санкт-Петербургская многопрофильная клиника им.Н.И.Пирогова в уставе отсутствуют. Отсутствуют такие сведения и в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, в которой указано, что фирменное наименование общества - Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский лечебный центр "Деома".
Согласно представленным в материалы дела уставным документам основной целью деятельности Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский лечебный центр "Деома" является извлечение прибыли и удовлетворения потребностей российских граждан в медицинских услугах по уходу за здоровьем на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства "предприятие" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Наименование должности, занимаемой истцом в спорные периоды, поименована в разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
В пункте 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанны Списках и Правилах не указаны.
В силу положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "ОБ обществах с ограниченной ответственностью" акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.
В суде первой инстанции установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский лечебный центр "Деома", в которой работала истица в спорный период, изначально образовывались как общество, организационно-правовой формы учреждения никогда не имело.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О положений, на основании которых можно сделать вывод, аналогичный выводу суда первой инстанции, также не содержится.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23 июня 2009 года N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.
Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей редакции аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Такая же правовая позиция в последующем была изложена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О по жалобе А., работавшей медицинской сестрой в открытом акционерном обществе и оспаривавшей указанные же правовые нормы.
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский лечебный центр "Деома" не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы не может быть включен в стаж работы истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Поскольку по состоянию на момент обращения истца за назначением трудовой пенсии досрочно его специальный стаж работы составлял 24 года 02 месяца 27 дней, при требуемом 30 лет, то на указанный период времени у истца право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке подпункта 20 пункта 1 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" не возникло.
При таком положении, оспариваемое истцом в рамках предъявленного иска решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости является законным, оснований возлагать на ответчика обязанность по назначению истцу такой пенсии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой осуществляется лечебная деятельность, поскольку при таких условиях нарушается конституционное право граждан (медицинских работников) на равный доступ к пенсионному обеспечению, судебная коллегия отклоняет, исходя из следующего.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях в учреждениях здравоохранения.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066).
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 04.03.2004 N 81-О, а также Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о наличии иной судебной практики разрешения аналогичных споров, являются несостоятельными и основанием к отмене решения суда не является, поскольку приведенные истцом судебные постановления не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жуковой Т. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.