Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 11 мая 2017 г. по делу N 33а-239/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Пестрикова О.В. и Андрусова В.А.,
при секретаре - Ващиловой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда апелляционную жалобу административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего военной прокуратуры "данные изъяты" гарнизона "звание" юстиции Чернова С.А. об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., объяснения административного истца Чернова С.А. в поддержку доводов апелляционной жалобы и представителя административного ответчика Глушак Я.A., возражавшей против этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований Чернова С.А. о признании незаконным решения начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ) о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения без учета права на дополнительную жилую площадь, отказано.
В апелляционной жалобе Чернов С.А. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение - об удовлетворении его требований в полном объеме.
Доводы автора жалобы сводятся к тому, что военнослужащие военной прокуратуры при определенных в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" условиях имеют право на дополнительную площадь жилого помещения в период исполнения ими служебных обязанностей.
По мнению Чернова С.А., он имеет право на дополнительную жилую площадь, поскольку частью 2 статьи 15.1 названного Федерального закона предусмотрено право ряда категорий военнослужащих (лиц, уволенных с военной службы) на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 кв.м, и в число которых он входит в силу того, что является военным прокурором гарнизона, то есть относится к категории командиров воинских частей.
Не согласен Чернов С.А. и с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для предоставления ему субсидии в увеличенном размере не имелось, так как он против обеспечения жильем без учета дополнительной площади не возражал и документы, подтверждающие наличие права на такую льготу не направлял. В обоснование этой своей позиции Чернов С.А. отмечает, что в поданном им заявлении в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ он указал, что является военным прокурором "данные изъяты" гарнизона, а в материалах учетного дела, которое изучалось при принятии решения о выплате субсидии, имелись исчерпывающие сведения о наличии у него права на обеспечение жильем с учетом дополнительной площади.
Также Чернов С.А. считает, что фактически его право на обеспечение жильем с учетом дополнительной площади нарушено не при признании его нуждающимся в получении квартиры в натуре по избранному месту жительства, а в момент выплаты субсидии без учета указанного права.
Представитель администраивного истца Глушак Я.A. в судебном заседании, возражая против доводов апелляционной жалобы, сослалась на отсутствие у администраивного истца права на получение жилья с учетом дополнительной площади как таковой, поскольку военнослужащие военной прокуратуры таким правом не обладают.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для предоставления ему субсидии с учетом права на дополнительную площадь не имелось, так как решением начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 25 сентября 2015 года N Чернов С.А. с членами семьи был принят на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения без учета права на дополнительную площадь, и он это решение не обжаловал.
Также суд в обоснование своего решения сослался на то, что Чернов С.А., по сути, согласился и с решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 8 августа 2016 года о внесении изменений в его учетные данные в связи с увеличением состава семьи до 4 человек без учета права на дополнительную площадь, поскольку каких-либо действий в связи с этим не предпринимал. В заявлении о выплате субсидии о своем праве на дополнительную площадь не упомянул, и документов, подтверждающих наличие оснований для обеспечения жильем с учетом данного права к нему не приложил, тем самым по своему усмотрению распорядился принадлежащими ему правами.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть представлены документы, предоставляющий права состоять на учете. Для военнослужащих, согласно "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением, в том числе копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такие документы истцом к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, были приложены. Они находятся в материалах учетного дела и в связи с чем какой-либо необходимости в их повторном предоставлении при подаче заявления о выплате субсидии у истца не было.
Начальник ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, рассмотрев заявление Чернова С.А. от 25 сентября 2016 года о перечислении жилищной субсидии, принял 22 ноября 2016 года решение N о её предоставлении на состав семьи 4 человека (72 кв.м) без учета права на дополнительную площадь жилого помещения, о чем в соответствии с требованиями Приложения к Порядку предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" (п.6), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510, указал в данном решении.
Поскольку при принятии решения о предоставлении административному истцу субсидии вопрос о её предоставлении с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения подлежал самостоятельной оценке и названным должностным лицом был разрешен, то у суда первой инстанции не было оснований не проверять законность этого решения в связи с данным обстоятельством.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что гарнизонный военный суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для обеспечения Чернова С.А. жильем с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения в силу того, что он состоял на учете без учета указанного права.
Что же касается довода представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Глушак Я.A. об отсутствии у Чернова С.А. права на дополнительную площадь жилого помещения как у военнослужащего военной прокуратуры и обоснованности в связи с этим решения представляемого ею должностного лица о предоставлении административному истцу субсидии без учета этого права, то судебная коллегия считает его несостоятельным исходя из следующего.
В ходе разбирательства дела было установлено, что административным истцом был избран способ жилищного обеспечения, предусмотренный пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в форме предоставления ему денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 8 статьи 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и социальными гарантиями, установленными как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", что предполагает возможность военных прокуроров реализовать совокупность гарантий жилищного обеспечения, предусмотренных этими законами.
Поскольку в силу положений пункта 4 статьи 44 и пункта 1 статьи 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" военные прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь, это право они могут реализовать при обеспечении их жильем как военнослужащих, в том числе и в виде получения жилищной субсидии. Это прямо усматривается и из содержания пункта 3.4 статьи 49 данного федерального закона, предусматривающего, что обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры и членов их семей жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенности, установленной абзацем первым пункта 4 статьи 44 этого закона (т.е. права на дополнительную жилую площадь).
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что обеспечение административного истца жилищной субсидией должно производиться с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Порядок расчета субсидии, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", установлен Правительством Российской Федерации, утвердившим соответствующие правила расчета субсидии постановлением от 3 февраля 2014 года N 76.
Согласно пункта 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемых военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с этими Правилами, увеличивается на 15 квадратных метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения. При этом Правила не допускают увеличение названного норматива на большее число квадратных метров, а основания, по которым у военнослужащего имеется право на дополнительную жилую площадь, значения для расчета субсидии в соответствии с указанными Правилами, не имеют.
В силу изложенного судебная коллегия полагает, что административный истец имеет право на увеличение норматива общей площади жилого помещения при расчете предоставленной ему жилищной субсидии в соответствии с пунктом 5 Правил, а доводы представителя административного ответчика об обратном не основанными на законе.
Поскольку при разрешении требований административного истца суд первой инстанции допустил ошибку, судебная коллегия полагает возможным устранить допущенные нарушения путем отмены судебного решения и принятия нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего военной прокуратуры "данные изъяты" гарнизона "звание" юстиции Чернова С.А. об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении жилищной субсидии, отменить и принять по делу новое решение:
Административное исковое заявление Чернова С.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении Чернову С.А. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения без учета права на дополнительную жилую площадь, и обязать это должностное лицо предоставить ему данную субсидию с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 кв.м.
Согласовано:
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.