Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу * Н.А., направленную посредством почтовой связи 16 марта 2017 года и поступившую в суд кассационной инстанции 23 марта 2017 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2016 года по делу по иску * Н.А. к МВД России о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации, приравнивании ранее занимаемой должности начальника отдела к руководителю территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации с численностью не менее 2,5 млн. человек, обязании произвести расчет пенсии,
Установил:
* Н.А. обратился в суд к Министерству внутренних дел Российской Федерации с иском о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации, приравнивании ранее занимаемой должности начальника отдела к руководителю территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации с численностью менее 2,5 млн. человек, обязании произвести с 1 января 2012 года расчет пенсии, исходя из должностного оклада в размере* руб.
В обоснование заявленных требований * Н.А. ссылался на то, что занимал должность начальника Отдела Федеральной службы налоговой полиции России по Коми-Пермяцкому автономному округу, то есть являлся руководителем территориального органа в субъекте Российской Федерации. В связи с реорганизацией ОФСНП по Коми-Пермяцкому автономному округу в ноябре 2001 года был уволен с должности по сокращению штатов с правом на пенсию. В связи с ликвидацией налоговой полиции пенсионное обслуживание было передано в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. С января 2012 года в системе МВД России постановлением Правительства Российской Федерации N *** от 03 ноября 2011 года были установлены новые должностные оклады, пенсионеры налоговой полиции были приравнены к сотрудникам внутренних дел, однако при установлении ему должностного оклада Управлением ФЭД МВД России был неправильно определен статус отдела и нарушены его пенсионные права.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 2 декабря 2014 года постановлено:
В удовлетворении требований * * о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации, приравнивании ранее занимаемой должности начальника отдела к руководителю территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации с численностью не менее 2,5 млн. человек, произведении расчета пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2015 года решение суда от 2 декабря 2014 года отменено и по делу постановлено новое решение об отказе *у Н.А. в удовлетворении исковых требований к МВД России в полном объеме.
Дело было рассмотрено апелляционной инстанцией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку о времени и месте судебного заседания, назначенного на 2 декабря 2014 года, * Н.А. не был извещен надлежащим образом.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела апелляционной инстанцией допущено не было.
Проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия, исходя из требований п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ и отсутствия в деле сведений о надлежащим извещении * Н.А. о времени и месте судебного заседания, назначенного на 2 декабря 2014 года, пришла к выводу о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе * Н.А. в удовлетворении заявленных исковых требований к МВД России в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.12.2007 N 311-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ч. 1 ст. 49 названного Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, подлежат пересмотру при увеличении учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Судебной коллегией установлено, что приказом Федеральной налоговой полиции Российской Федерации N * от 26 декабря 1997 года * Н.А. был назначен на должность начальника Отдела ФСНП России по Коми-Пермяцкому автономному округу с 10 декабря 1997 года.
Приказом директора ФСНП России N * л/с от 22 октября 2001 года * Н.А. был уволен с занимаемой должности со службы в органах налоговой полиции по сокращению штатов с исключением из списков сотрудников налоговой полиции с 31 октября 2001 года.
На день увольнения должностной оклад * Н.А. составлял *руб.
Истец состоит на пенсионном обеспечении в Главном управлении МВД России по Пермскому краю.
Также судебная коллегия установила, что на основании Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ, с 1 июля 2002 года приказом ФСНП России N 350 от 25 июля 2002 года по занимаемой ** Н.А. должности был установлен оклад в размере * руб. - * руб.
С 1 июля 2002 года пенсия *у Н.А. начислялась из внутреннего размера оклада по должности в размере * руб. 74 коп.
С 1 января 2012 года Федеральным законом N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " в Закон Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 были внесены изменения, а статья 43 дополнена частью 2, согласно которой указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, а часть 1 ст. 49 Закона изложена в следующей редакции: "Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона".
Статьей 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 определен порядок его вступления в силу, согласно которому размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ч. 8).
При пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона 19.07.2011 N 247-ФЗ.
Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 (ч. 9).
Таким образом, с 1 января 2012 года было произведено реформирование системы денежного довольствия лиц, получающих пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий; действующими нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также порядок назначения им пенсий и основания для изменения размера ранее назначенных пенсий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19.06.2002 N 11-П, от 27.11.2008 N 11-П, от 11.07.2002 N 191-О, от 16.05.2007 N 375-О-П и др.).
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии со ст. 1 которого Закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ и граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел.
В силу положений ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона, с 1 января 2012 года обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ N 247-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Частью 4 ст. 2 указанного Закона установлено, что размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
С 1 января 2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", изданного во исполнение ФЗ N 247-ФЗ, установлены оклады по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5 данного постановления, при пересмотре размеров пенсий с 1 января 2012 года гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью следует устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Должностные оклады по нетиповым должностям в отношении руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, лиц начальствующего состава центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012 года установлены Приказом МВД России от 01.12.2011 N 1191, согласно которому по должности начальника управления (кроме поименованного в территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. чел.) установлен 38 тарифный разряд, который в денежном эквиваленте составляет 23000 рублей (приложение N 25 к приказу N 1191).
Поскольку должностные оклады по упраздненным штатным должностям не установлены ни Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.2011, ни приказами МВД России, данные вопросы рассматриваются Комиссией по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, созданной в соответствии с Приказом МВД России от 22.10.2002 N 1022 "О создании комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел", которым также утверждено Положение о вышеуказанной Комиссии и ее состав.
Согласно указанному Приказу, Комиссия по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России создана с целью проведения единой политики в области пенсионного обеспечения в системе МВД России и в целях разрешения спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных со службы военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей.
Основными задачами Комиссии является разрешение спорных вопросов, возникающих при назначении и перерасчете пенсий пенсионерам МВД России, определение размеров должностных окладов для назначения и перерасчета пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим внутренних войск МВД России по упраздненным штатным должностям, рассмотрение спорных вопросов назначения и выплаты пенсий по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в отношении уволенных со службы (военной службы) сотрудников и военнослужащих.
В соответствии с п. 11 Раздела III указанного Положения, Комиссия приравнивает на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД об установлении размеров должностных окладов, должностные оклады для назначения пенсий по упраздненным должностям сотрудников и военнослужащих к окладам по аналогичным должностям, существующим на день назначения пенсии или ее перерасчета.
Как установлено судебной коллегией, оклад * Н.А. установлен решением комиссии, которое истцом не обжаловалось. Данное обстоятельство * Н.А. не опровергнуто.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, судебная коллегия пришла к выводу об отказе *у Н.А. в удовлетворении заявленных требований на том основании, что признание отдела Федеральной службы налоговой полиции Территориальным органом в субъекте Российской Федерации не отнесено законом к компетенции суда, поскольку в силу ст.77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а Преамбулой Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются также Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. При этом система органов исполнительной власти является составной частью понятия схемы управления и должна утверждаться в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства законом субъекта Российской Федерации.
Доводы * Н.А. о том, что размер его пенсии должен быть пересчитан исходя из оклада в размере * руб., применительно к окладу руководителя территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. чел., судебная коллегия признала несостоятельными, поскольку указанный размер месячного оклада предусмотрен п. 4 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и относится к типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, тогда как должность истца на момент указанного перерасчета размера пенсии была уже упразднена.
Одновременно судебная коллегия обратила внимание на то обстоятельство, что вопрос о перерасчете истцу размера пенсии из оклада в размере * руб. по должности начальника (руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек уже был предметом рассмотрения Свердловского районного суда г. Перми, решением которого от 30 января 2013 года, вступившим в законную силу 17 июня 2013 года, * Н.А. было отказано в удовлетворении исковых требований. Названные судебные акты по отношению к * Н.А. имеют преюдициальное значение.
Выражая несогласие с апелляционным определением, заявитель приводит доводы, которые по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
Правовая определённость предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решённого дела, и который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, вступившего в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы * Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.