Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу П., поступившую в Московский городской суд 22.03.2017 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по административному делу по административному исковому заявлению Гальперина М.Г., П. к ФСБ России (Центральный архив) о признании незаконным содержащегося в письме N *** от *** г. решения об отказе в предоставлении для ознакомления архивно-следственных (уголовных) дел Р. и Я., об обязании Центрального архива ФСБ РФ предоставить доступ для ознакомления архивно-следственных (уголовных) дел Р. и Я., взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
установил:
Г., П. обратились в суд с административным исковым заявлением к ФСБ России, в котором просили признать незаконным решение Центрального архива ФСБ России об отказе в предоставлении для ознакомления архивно-следственных (уголовных) дел Р. и Я., содержащееся в письмах *** от ***г. и N *** от *** г., обязать Центральный архив ФСБ РФ предоставить доступ для ознакомления с архивно-следственными (уголовными) делами Р. и Я., возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы обратились *** г. в Центральный архив ФСБ РФ с просьбой об ознакомлении с архивно-следственными (уголовными) делами Р. и Я. в отношении которых истекли 75-летние сроки ограничения на предоставление информации. Письмом *** от *** г. административным истцам было отказано в ознакомлении с делами, предоставлена справочная информация по уголовным делам, в том числе о том, что Р. и Я. признаны не подлежащими реабилитации. На повторный запрос административных истцов ответом от *** г. им также было сообщено об отсутствии оснований предоставления для ознакомления материалов испрашиваемых уголовных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц, разъяснено, что реализации права на ознакомление с архивной информацией по таким уголовным делам осуществляется посредством справок о результатах пересмотра уголовных дел, такая информация им предоставлена. Решение административные истцы полагают незаконным, не соответствующим действующему законодательству, в том числе ст. 29 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации", Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", нарушающим их право свободно искать и получать информацию законными способами, знакомиться с архивными материалами.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных постановлений, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
При вынесении решения суд руководствовался ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ФЗ от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", ФЗ от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Законом РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденным Приказом Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25.07.2006 г.
Судом установлено, что административные истцы Г., П. обратились *** г. в Центральный архив ФСБ РФ с просьбой об ознакомлении с архивно-следственными (уголовными) делами Р. и Я., в отношении которых истекли 75-летние сроки ограничения на предоставление информации.
Письмом от *** г. N *** административным истцам было отказано в ознакомлении с делами и сообщено, что указанные лица, Р. и Я., признаны не подлежащими реабилитации.
На повторный запрос истцов от *** г. ответом за подписью заместителя начальника Центрального архива ФСБ России от *** г. N *** истцам со ссылками на п. 5 Приказа Минкультуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 25.07.2006 г. N 375/584/352, ФЗ "Об архивном деле", Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Административный регламент ФСБ России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденный приказом ФСБ России от 28.08.2013 г. N 459, Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденную приказом ФСБ России от 30.08.2013 г. N 463, сообщено об отсутствии оснований для предоставления для ознакомления материалов испрашиваемых уголовных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц, разъяснено, что реализации права на ознакомление с архивной информацией по таким уголовным делам осуществляется посредством получения справок о результатах пересмотра уголовных дел, такая информация им была предоставлена в ответе от *** г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что права и законные интересы административных истцов указанными ответами не нарушены, решение об отказе в ознакомлении с материалами конкретных уголовных дел соответствует нормативным-правовым актам. Лица, проходящие по испрашиваемым к ознакомлению материалам архивно-следственных уголовных дел, не были реабилитированы, право административных истцов на информацию удовлетворено в предусмотренных законом способах посредством предоставления соответствующей справки о состоявшихся по данным уголовным делам судебных постановлениях, приведении приговоров в исполнение и о результатах пересмотра уголовных дел.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда с выводами суда первой инстанции обоснованно согласилась, указав на то, что законом не предусмотрено право административных истцов на ознакомление с материалами запрашиваемых ими уголовных дел в отношении Р. и Я., которые признаны судебными органами не подлежащими реабилитации. Оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предоставлении для ознакомления архивно-следственных (уголовных) дел Р. и Я., содержащееся в письмах от *** г. и *** г., соответствует требованиям действующего законодательства.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленный п. 3 ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" 75-летний срок ограничения на доступ к информации истек, в связи с чем отказ административного ответчика в предоставлении информации является незаконным, не могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений, как основанные на неверном толковании норм материального права. Так согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 г. N 2128-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Золотоносова М.Н. на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", реализация конституционного права - права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, ч. 4, Конституции Российской Федерации) возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации; право на свободу информации может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, которые предопределяются требованиями ст. 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства (ст. 19, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве в целях защиты прав, гарантированных ст. 23 и 24 (ч. 1) Конституции Российской Федерации (Постановление от 31.03.2011 г. N 3-П).
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах, иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судебными инстанциями либо опровергали их выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы П. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по административному делу по административному исковому заявлению Гальперина М.Г., П. к ФСБ России (Центральный архив) о признании незаконным содержащегося в письме N *** от *** г. решения об отказе в предоставлении для ознакомления архивно-следственных (уголовных) дел Р. и Я., об обязании Центрального архива ФСБ РФ предоставить доступ для ознакомления архивно-следственных (уголовных) дел Р. и Я., взыскании расходов по оплате государственной пошлины - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.