Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, С.И. Коневой, при секретаре Г.Т. Агаевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе В. Бухбиндер-Пауль на решение Таганского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 года по административному иску В. Бухбиндер-Пауль к прокуратуре г. Москвы о признании бездействия незаконным
установила:
В. Бухбиндер-Пауль обратился в суд с указанным выше административным иском к прокуратуре г. Москвы, ссылаясь на нарушение его прав при рассмотрении его обращения.
Требования мотивированы тем, что 20 июня 2016 года В. Бухбиндер-Пауль обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением о проведении прокурорской проверки в отношении органов государственной власти, в частности комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий ВАО г. Москвы, уклонившейся, по его мнению, от рассмотрения его заявления от 19 июня 2015 года о возвращении квартиры, органов социальной защиты наседания Черкизово г. Москвы, уклонившихся от постановки его на учёт. Кроме того, просил изготовить и выслать ему справку о реабилитации его *** - ***.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе В. Бухбиндер-Пауль ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель прокуратуры г. Москвы О.Н. Артамонова просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие В. Бухбиндер-Пауль, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки.
Проверив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС Российской Федерации суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами и не установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к нижеприведённым нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 25 мая 1967 года постановленный в отношении *** приговор *** областного суда от *** года по ст. *** отменён, а производство по делу прекращено за отсутствием состава преступления.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2015 года В. Бухбиндер-Пауль отказано в удовлетворении иска к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий ВАО г. Москвы, Префектуре ВАО г. Москвы о возврате квартиры, признании незаконным бездействия органов местного самоуправления.
При этом судом указанным вступившим в законную силу решением суда установлено, что 24 октября 2007 года прокуратурой *** области В. Бухбиндер-Пауль признан подвергшимися политическим репрессиям и реабилитирован как лицо, находящееся в несовершеннолетнем возрасте в местах лишения свободы с *** ***, необоснованно репрессированной по политическим мотивам, которая до *** года проживала в квартире * дома * по *** (л. д. 7-10).
20 июня 2016 года В. Бухбиндер-Пауль обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением, в котором просил изготовить и выслать в его адрес справку о реабилитации его *** и произвести проверку по факту уклонения органов власти г. Москвы от восстановления его прав как жертвы политических репрессий (л. д. 11).
1 июля 2016 года указанное обращение В. Бухбиндер-Пауль было переадресовано в прокуратуру г. Москвы для рассмотрения (л. д. 12).
Письмом зам. начальника уголовно-судебного ж\управления прокуратуры г. Москвы от 15 июля 2016 года В. Бухбиндер-Пауль разъяснено, что для получения справки о реабилитации нового образца в отношении *** ему следует обратиться в Верховный Суд Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу о том, что заявление В. Бухбиндер-Пауль было рассмотрено административным ответчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может.
Выдача справок о реабилитации предусмотрена Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" и в соответствии со ст. 7, ст. 8, ст. 8.1, ст. 10 названного нормативного акта относится к ведению органов внутренних дел, прокуратуры и суда в соответствии с разъеденной между ними компетенций.
Приказом МВД России от 23.11.2011 N 1165 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий.
Названный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2012 N 22944) установлено, что при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении его информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным (пункт 17).
Заявления и документы, указанные в пунктах 15 - 18 Административного регламента, принимаются на личном приёме в ИЦ, вместе с копиями документов предъявляются оригиналы (пункт 40). Заявление может быть направлено в ИЦ почтой с приложением нотариально заверенных копий документов, указанных в пунктах 16 - 18 Административного регламента (пункт 41). Справка о реабилитации может быть выдана заявителю или его доверенному лицу на руки под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а доверенному лицу, кроме того, при предъявлении нотариальной доверенности, выданной в установленном порядке (абзац первый пункта 52.1).
Кроме того, Указом Президента РФ от 23.04.1996 N 602 "О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что заявления граждан о реабилитации, которые, будучи детьми, находились вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В случае отсутствия документальных материалов, необходимых для принятия решения о реабилитации и выдачи справки о реабилитации указанной категории граждан, органы внутренних дел Российской Федерации и органы прокуратуры Российской Федерации направляют соответствующие материалы в суд для установления факта нахождения этих граждан вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. На основании решения суда, установившего факт нахождения этих граждан вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, органы внутренних дел Российской Федерации и органы прокуратуры Российской Федерации составляют заключение и выдают справку о реабилитации.
В таком же порядке рассматриваются и заявления граждан, указанных в настоящем пункте и ранее признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии с частью первой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В силу ст. 10 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" в отношении лица, признанного судом не подлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным - справка о реабилитации.
Согласно ст. 11 того же Закона документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах - бывших союзных республиках СССР или бывшими государственными органами СССР, имеют силу на территории Российской Федерации.
Между тем ответ прокуратуры г. Москвы приведённые законоположения не учитывает и не называет правовых оснований, подтверждающих обязанность Верховного Суда РФ выдавать справки "нового образца" административному истцу по делам, рассмотренным бывшим органом судебной власти - Верховным Судом РСФСР.
Судом также не принято во внимание, что по вопросу принятия мер прокурорского реагирования административным ответчиком В. Бухбиндер-Пауль не дано никакого ответа, что не соответствует требованиям п. 3 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что прокуратурой г. Москвы доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемые решение, действие (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, В. Бухбиндер-Пауль доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении дел решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 года отменить и вынести новое решение, которым признать необоснованным бездействие прокуратуры г. Москвы в отношении В. Бухбиндер-Пауль по вопросу рассмотрения его обращения от 20 июня 2016 года, обязав прокуратуру г. Москвы рассмотреть обращение В. Бухбиндер-Пауль от 20 июня 2016 года и дать ему мотивированный ответ по существу поставленных им вопросов.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.