Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-346/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРОНСО" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Правительству города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Управление Росреестра по Москве) о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АРОНСО" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений просит изменить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 071 кв.м с кадастровым номером 77:05:0001012:7448, расположенного по адресу: ***, в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, применить при расчете кадастровой стоимости вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств (1.2.9) и установить кадастровую стоимость объекта по состоянию на 01.01.2014 в размере ***руб., а также обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Москве и Управление Росрееста по г. Москве внести соответствующие изменения в кадастр недвижимости.
В обосновании требований административный истец ссылается на то, что является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды N ***, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы. В соответствии с п. 1.1 договора аренды земельный участок предоставлен для целей эксплуатации здания авторемонтной мастерской. На момент заключения договора аренды и разрешения спора вид разрешенного использования внесен в ГКН как 1.2.9.
30 ноября 2015 года истец обратился с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы за предоставлением сведений, использовавшихся при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка. Из содержания ответа следует, что в составе характеристик земельного участка, использованных для расчета кадастровой стоимости, указан вид разрешенного использования земельного участка: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что соответствует разделу 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, что, по мнению административного истца, привело к неправильному определению кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административного истца по доверенности Литвиненко Т.П. по изложенным в иске основаниям поддержала уточненные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Вейн К.В. поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении требований отказать.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Управление Росреестра по Москве) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации изложен один из основополагающих принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки, установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Установление видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого, разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно пункта 5.1 указанного постановления, в правовых актах о предоставлении земельных участков, образованных для предоставления в собственность или образованных для предоставления в аренду собственникам расположенных на них объектов недвижимости (зданий, сооружений) для использования таких объектов (за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства или реконструкции объектов капитального строительства), а также в договорах аренды соответствующих земельных участков в качестве цели предоставления указывается фактическое использование земельного участка, установленное на основании указанного при проведении технической инвентаризации функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельномучастке. Перечень категорий объектов капитального строительства и видов разрешенного использования земельных участков, на которых они располагаются, применительно к городу Москве установлен Приложением к постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве". В соответствии с п. 2.3.2. "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Средний удельный показатель кадастровой стоимости установлен постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы".
Судом установлено, что ООО "АРОНСО" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7448, расположенного по адресу: ***, по договору аренды N***года, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы (л.д. ***).
В соответствии с п. 1.1 указанного договора аренды земельный участок предоставлен для целей эксплуатации здания авторемонтной мастерской, вид разрешенного использования внесен в сведения ГКН как 1.2.9 - "земельные участки, предназначенные для размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" (л.д. ***).
В соответствии с пунктом 4.2.7.Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 683-ПП от 20 ноября 2014 года, к полномочиям Департамента отнесено принятие решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования.
Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка с 1.2.9 на другой вид.
Как следует из материалов дела и не опровергалось в судебном заседании, кадастровая стоимость указанного земельного участка, на 1 января 2014 года определена на основании постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с учетом определения по виду разрешенного использования 1.2. 5.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об указанном выше объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, ООО "Аронсо" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 29 февраля 2016 года (л.д. ***).
Решением Комиссии от 15 марта 2016 года заявление ООО "Аронсо" о пересмотре кадастровой стоимости отклонено (л.д. ***).
Решением Московского городского суда от 29 июня 2016 года указанное решение признано незаконным, суд обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве повторно рассмотреть поданное 29.02.2016 г. заявление ООО "Аронсо" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:60001012:7448.
Решением Комиссии от 16 августа 2016 года заявление ООО "Аронсо" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:60001012:7448 отклонено.
Решением Московского городского суда от 17 октября 2016 года решение Комиссии от 16 августа 2016 года признано незаконным.
Указанными решениями установлено, что при обращении ООО "Аронсо" в комиссию были представлены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:05:60001012:7448, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно расчет кадастровой стоимости проводился исходя из вида разрешенного использования земельного участка 1.2.5, в то время как из кадастровой выписки, кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует 1.2.9.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:60001012:7448 установлен 1.2.9, соответственно при определении его кадастровой стоимости должны быть применены удельные показатели в соответствии с приложением к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с учетом указанного вида разрешенного использования, которые составляют для кадастрового квартала 77:05:60001012-22 870,98руб. Таким образом, требования истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, исходя из вида разрешенного использования соответствующего пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2017 года N 39, являются обоснованными, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года с кадастровым номером 77:05:0001012:7448, расположенного по адресу: 4-й Рощинский пр-д, вл. 21, стр. 1, составит ***руб. с учетом площади земельного участка 2 071 кв.м при удельном показателе кадастровой стоимости ***руб. за кв.м.
В соответствии со статьей 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, ООО "Аронсо" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении РОсреестра обратилось в 2016 году.
Следовательно, согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года.
Требования административного истца об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Москве и Управление Росрееста по г. Москве внести соответствующие изменения в кадастр недвижимости удовлетворению не подлежат, поскольку ответчиками права административного истца в этой части нарушены не были, внесение соответствующих сведений возложено на ответчика в силу требований Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на основании решения суда.
Руководствуясь статьями 177-180, 227, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Аронсо" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии", Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Управлению Росреестра по Москве удовлетворить частично.
Изменить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 071 кв.м с кадастровым номером 77:05:0001012:7448, расположенного по адресу: ***, в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 071 кв.м с кадастровым номером 77:05:0001012:7448, расположенного по адресу: ***, в размере ***руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Аронсо" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является 29 февраля 2016 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Аронсо" отказать.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 071 кв.м с кадастровым номером 77:05:0001012:7448, расположенного по адресу: ***, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.