Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Заровнятных В.Ф. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободо - Туринском районе Свердловской области о признании права на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Заровнятных В.Ф. на решение Слободо - Туринского районного суда Свердловской области от 14.03.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия
установила:
Заровнятных В.Ф. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободо - Туринском районе Свердловской области (далее - пенсионный орган) о признании права на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии за осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера с ( / / ); взыскании недополученной части пенсии за период с ( / / ) по ( / / ) в размере ... руб. ... коп., компенсации морального вреда в размере ... руб.
В обоснование иска указал, что с ( / / ) является получателем пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N170 "Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к районам Крайнего Севера", с ( / / ) Белоярский район Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в котором работал истец, отнесен к районам Крайнего Севера. ( / / ) Заровнятных В.Ф. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, с учетом не исполнения последним обязанности по своевременному установлению повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии за период трудовой деятельности истца в районах Крайнего Севера, исполненной ответчиком только ( / / ). Полагал, что пенсионный орган, обладая достаточной совокупностью документов, ранее послуживших основанием для назначения Заровнятных В.Ф. досрочной пенсии, самостоятельно должен был произвести соответствующий перерасчет с ( / / ). Неисполнение ответчиком указанной обязанности повлекло получение истцом в период с ( / / ) по ( / / ) пенсии не в полном объеме, чем нарушило личные неимущественные права Заровнятных В.Ф.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что перерасчет пенсии по старости произведен истцу с учетом действующего в сфере пенсионного обеспечения законодательства со дня его обращения с соответствующим заявлением. Каких-либо нарушений при исчислении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии пенсионным органом не допущено.
Решением Слободо - Туринского районного суда Свердловской области от 14.03.2017 иск Заровнятных В.Ф. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Заровнятных В.Ф. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебных извещений ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 6 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, п.п. 6 п.1 ст.28) (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ).
В связи с введением в действие в период спорных правоотношений Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ, ст. 30 последнего определено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Для определения расчетного размера пенсии среди прочего учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.2 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абз. 1 п.п. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Исходя из необходимости обеспечения сохранения и реализации пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (т.е. до 01.01.2002), законодатель в п.2 ст. 28 названного Федерального закона предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, действовавшего по состоянию на 31.12.2001.
Идентичная норма воспроизведена в п.2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Слободо - Туринском районе Свердловской области от ( / / ) N Заровнятных В.Ф. с ( / / ) назначена досрочная пенсия по старости на основании п.п. 6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу, достигшему возраста 55 лет, имеющему страховой стаж более 25 лет, специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера продолжительностью 20 лет 08 месяцев 27 дней.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, уточняющих справках, послуживших основанием для назначения Заровнятных В.Ф. досрочной пенсии, истец осуществлял трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа, относившейся по состоянию на 31.12.2001 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, где к заработной плате работников был установлен районный коэффициент 1,7, в связи с чем пенсионный орган, с учетом перечисленных выше положений при определении расчетного размера пенсии применил повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.
Помимо этого, в соответствии с п.11 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ Заровнятных В.Ф. как лицу, проработавшему не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет пенсионным органом установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N170 "Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к районам Крайнего Севера", с 01.01.2013 Белоярский район Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в котором работал истец, отнесен к районам Крайнего Севера, в связи с чем Заровнятных В.Ф., согласно положений п.7 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ, как лицо, проработавшее не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющее страховой стаж не менее 25 лет, мог претендовать на получение более повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии, чем установленного у него ранее.
( / / ) Заровнятных В.Ф. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, с учетом установления повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, который произведен ответчиком в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения ( ( / / )).
Отказывая в удовлетворении заявленных Заровнятных В.Ф. требований о признании права на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии за осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера с ( / / ); взыскании недополученной части пенсии за период с ( / / ) по ( / / ), суд первой инстанции дал верную оценку фактическим обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу о том, что реализация гражданином права на перерасчет пенсии в сторону увеличения в силу положений ст.20 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ носит только заявительный характер, и безусловно не порождает у пенсионного органа обязанности производства соответствующего перерасчета по своей инициативе.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку ни положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N170 "Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к районам Крайнего Севера", ни ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ не предусмотрены обстоятельства возникновения у пенсионного органа обязанности по перерасчету пенсии с даты вступления указанного выше постановления в силу, либо без подачи гражданином соответствующего заявления.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у пенсионного органа, обладающего достаточной совокупностью документов, ранее послуживших основанием для назначения Заровнятных В.Ф. досрочной пенсии, обязанности самостоятельно произвести соответствующий перерасчет пенсии с ( / / ), а не с момента обращения истца с заявлением о таком перерасчете не опровергают выводов суда, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, поскольку они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
В силу разъяснений, содержащихся в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о том, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п.2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, иск Заровнятных В.Ф. в части компенсации морального вреда, в том числе с учетом фактических обстоятельств дела, удовлетворению не подлежит.
В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Слободо - Туринского районного суда Свердловской области от 14.03.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Заровнятных В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.