Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Незамееве Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-128/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрации городского округа Заречный,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:42:0102001:645, равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Сергеевой С.Ю., действующей на основании доверенности от 15 декабря 2016 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился;
- представитель Администрации городского округа Заречный не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:42:0102001:645 (далее - земельный участок, объект недвижимости), равной его рыночной стоимости в размере 22115000 руб. по состоянию на 17 мая 2016 года.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчет об оценке от 25 августа 2016 года N AG216027, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АЮТО ГРУПП".
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка в размере 54306177,20 руб. его рыночной стоимости - в размере 22115000 руб., нарушает права административного истца, являющегося арендатором земельного участка, поскольку расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Ссылаясь на решение комиссии, сомневается в достоверности отчёта, представленного административным истцом.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направил отзыв, в котором вопрос об удовлетворении заявленных административных требований оставлен на усмотрение суда; возражений относительно установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не заявлено.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости и её размер.
Сообщил о внесении 17 мая 2016 года в государственный кадастр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости, рассчитанной актом определения кадастровой стоимости от 17 мая 2016 года.
Администрация городского округа Заречный своего отношения к рассматриваемому делу не высказала.
В судебном заседании приняла участие представитель административного истца Сергеева С.Ю., которая требования о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка поддержала, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости определенной в заключении эксперта от 22 мая 2017 года.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация городского округа Заречный - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле, после возобновления производства по делу определением суда от 19 июня 2017года.
Исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, заключение эксперта от 22 мая 2017 года, а также заслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из обстоятельств дела, административный истец является арендатором земельного участка общей площадью 38918 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации объектов производственной базы, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Заречный, ул. Октябрьская, д. 11, в подтверждении чего представлены нотариально заверенные копии договора аренды от 04 сентября 2003 года N 35, соглашения о переходе прав и обязанностей по договору аренды от 01 апреля 2013 года.
Согласно статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 361-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении дела судом установлено, что 17 мая 2016 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в ЕГРН внесены сведения об изменении площади спорного земельного участка в связи с его разделом, в результате чего образовался новый земельный участок с кадастровым номером 66:42:0102001:2588 площадью 1129 кв. м.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере 54306177,20 руб., рассчитана актом определения кадастровой стоимости от 17 мая 2016 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1395,40 руб. за 1 кв.м., утвержденного Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".
Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена на основании положений статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, следовательно, датой определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка следует считать дату внесения сведений в ЕГРН об измененной его площади, то есть, 17 мая 2016 года.
Так как административный истец является арендатором земельного участка, размер кадастровой стоимости влияет на величину арендной платы, следовательно, результат определения кадастровой стоимости напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты в суде.
Для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
В подтверждение факта обращения в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, административный истец представил решение Комиссии от 28 сентября 2016 года об отклонении его заявления от 02 сентября 2016 года.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 17 мая 2016 года.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца.
Тогда как на административных ответчиков возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил суду отчет об оценке от 25 августа 2016 года N AG216027, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АЮТО ГРУПП", согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 17 мая 2016 года определена оценщиком в размере 22115000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, по ходатайству административного истца определением суда от 26 апреля 2017 года была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 17 мая 2016 года, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ОценКинг" К.
Из заключения эксперта от 22 мая 2017 года следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 17 мая 2016 года составила 17162838 руб.
Представитель административного истца согласилась с выводами судебной экспертизы, посчитав их объективными и достоверными, в связи с чем просила суд установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 мая 2016 года, как это определено в заключении судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 гола N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Анализ заключения эксперта свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 315-ФЗ, статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В частности, в заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы.
Эксперт предупрежден в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Помимо этого, заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками и заинтересованными лицами, имеющими возможность заблаговременно ознакомиться с судебной экспертизой, не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 мая 2016 года, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежит удовлетворению
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 38918 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации объектов производственной базы, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Заречный, ул. Октябрьская, д.11, в размере его рыночной стоимости 17162838 руб. по состоянию на 17мая2016года на основании заключения эксперта от 22 мая 2017 года.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания - 17 мая 2016 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области 02 сентября2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 17 мая 2016 года.
Обратившись в суд с административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Альянс" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:42:0102001:645, общей площадью 38918 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации объектов производственной базы, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Заречный, ул. Октябрьская, д.11, в размере его рыночной стоимости 17162838 (семнадцать миллионов сто шестьдесят две тысячи восемьсот тридцать восемь) руб. по состоянию на 17мая2016года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 сентября2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 23 июня 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.