Судья Липецкого областного суда Фомина Н.В., рассмотрев жалобу ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" на постановление судьи Левобережного районного суда города Липецка от 31 мая 2017 года, вынесенное в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Левобережного районного суда города Липецка от 31 мая 2017 года ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе Общество просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В возражениях на данную жалобу административный орган просит постановление судьи оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а доводы жалобы надуманными.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности по доверенности Белянскую Е.С. и Лазаренко И.В., поддержавших положения жалобы, представителей административного органа по доверенности Игуменову С.А. и Сарычеву О.В., возражавших против доводов ООО " РУС " Сошки", проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Пунктом 1 статьи51 Федерального закона от 10 января 2002года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003года N80 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках (пункт 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться, в частности, следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Как следует из материалов дела, ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" осуществляет хозяйственную деятельность по хранению отходов на "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес"
ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" в соответствии с договором N от ДД.ММ.ГГГГ оказывает экологические услуги ООО "Лебедянский" по сбору, транспортированию и утилизации отходов производства (жидкие, органические отходы от сокового производства, брак сырья и продукции) V класса опасности.
Кроме того, ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" в соответствии с договором N от ДД.ММ.ГГГГ оказывает экологические услуги ОАО "Куриное Царство" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, в том числе по утилизации (использованию) отходов от переработки зерновых культур.
Исполнение обязательств по данному договору подтверждается актами выполненных работ.
В ходе расследования данного дела установлено, что на территории "данные изъяты" вышеперечисленные отходы находятся в смешанном виде, около "данные изъяты".
С целью установления класса опасности 16 марта 2017 года осуществлен отбор проб отходов.
Согласно экспертному заключению филиала "ЦЛАТИ" по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ" по ЦФО от 27 марта 2017 года N 17-01, исследованный образец отхода обладает острой токсичностью и соответствует IV классу опасности. В водной вытяжке из отхода присутствует острая токсичность. Средняя летальная кратность разбавления в остром опыте ЛКР (50) = 7,46 (13,4%-ная концентрация водной вытяжки или кратность разбавления в 7,46 раз), безвредное разбавление в остром опыте БКР = 10 (10%-ная концентрация водной вытяжки или кратность разбавления в 10 раз).
Данные обстоятельства подтвердила эксперт Путилина Н.Л. при рассмотрении дела судьей районного суда.
Вместе с тем суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" в нарушение требований статьей 11, 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" паспортизацию отхода не провела, поскольку административным органом не представлено доказательств того, что имеющаяся смесь на "данные изъяты" является отходом, образующемся в результате хозяйственной деятельности данного Общества.
В связи с этим из объема предъявленного правонарушения необходимо исключить вывод суда о необходимости паспорта отходов.
Однако в ходе административного расследования выявлено, что отходы, полученные по договорам с другими юридическими лицами, хранятся навалом, не защищены от атмосферных осадков, а также по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что не соответствует требованиям пунктов 3.2, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
Несоблюдение ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом от 27 марта 2017 года N 17-01 результатов токсикологических анализов проб отходов, экспертным заключением филиала "ЦЛАТИ" по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ" по ЦФО от 27 марта 2017 года N 17-01, фототаблицей и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Ссылки в жалобе на то, что на территории тока хранится смесь для компостирования, т.е., по сути, готовый продукт - органическое удобрение грунт питательный "Биорик", а не отходы производства, не может быть принят во внимание. Возможность повторного использования отходов производства не прекращает статуса данных материалов как отходов, порядок обращения с которыми регулируется Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах обоснованность привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Его действия квалифицированы правильно в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, а лишь направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств по делу, то есть в соответствии с требованиями статьи 4.1 данного Кодекса и является минимальным.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Левобережного районного суда города Липецка от 31 мая 2017 года, вынесенное в отношении ООО "Региональная утилизирующая служба Сошки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Исключить из того же постановления суда указание в объеме правонарушения необходимость паспортизации отходов производства других юридических лиц.
Судья подпись Н.В. Фомина
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.