судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Улановой Е.С.,
судей Хаировой А.Х., Сивохина Д.А.,
при секретаре Устяк Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова С.Б., Первичной профсоюзной организации управления и штаба 2 гвардейской Армии (Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России) в интересах работников Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А. к командирам войсковых частей 22223, 02190 о признании недействительными приказов о премировании лиц гражданского персонала в части установления размера премии, обязании выплатить незаконно удержанные суммы дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда,
с апелляционной жалобой представителя войсковых частей 22223, 02190 по доверенностям Климанова М.С. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05 апреля 2017 года, которым постановлено:
" Исковые требования Первичной профсоюзной организации управления и штаба 2 гвардейской армии (Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России) в интересах работников Кузнецова С.Б., Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А. к командирам войсковых частей 22223, 02190 о признании недействительными приказов о премировании лиц гражданского персонала в части установления размера премии, обязании выплатить незаконно удержанные суммы дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда - удовлетворить.
Признать недействительными приказы командира войсковой части 22223 о премировании лиц гражданского персонала войсковой части 02190 в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 за июль - декабрь 2016 года, январь 2017 года (приказы N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ) в части установления размера премии Кузнецову С.Б., Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А.
Обязать войсковую часть 02190 в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" выплатить суммы дополнительного материального стимулирования, подлежащие выплате в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, работникам в/ч 02190 в следующем размере: Вечковой Т.Н. - 17 000 руб., Казаковой Е.В. - 14 000 руб., Кузнецову С.Б. - 52 629 руб., Маслобойщиковой М.А. - 67 403 руб., Таланчук Э.А. - 17 000 руб., Тетюхиной Л.П. - 38 500 руб., Чоп С.А. - 59 522 руб., Шашковой О.А. - 15 500 руб.
Взыскать с войсковой части 02190 в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в пользу Кузнецова С.Б. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с войсковой части 02190 в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в доход бюджета г.о. Самара госпошлину в размере 6 315,54 рублей".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителя ответчиков по доверенностям Климанова М.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Самарской области" по доверенности Кармышева И.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения Кузнецова С.Б., Вечковой Т.Н., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А., Тетюхиной Л.П. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Определением суда от 02.02.2017 года указанные гражданские дела объединены в одно производство гражданское дело по иску Кузнецова С.Б. к командирам войсковых частей 22223, 02190 о защите трудовых прав и гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организация управления и штаба 2 гвардейской Армии (Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России) в интересах истцов Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А. к командирам войсковых частей 22223, 02190 о защите трудовых прав.
В ходе рассмотрения дела, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, истцы просили суд:
- признать недействительными приказы командира в/ч 22223 о премировании лиц гражданского персонала в/ч 02190 на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 за июль - декабрь 2016 года, январь 2017 года в части установления размера премии Кузнецову С.Б., Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А.;
- обязать командира в/ч 02190 в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" выплатить незаконно удержанные суммы дополнительного материального стимулирования, подлежащие выплате в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, работникам в/ч 02190 в следующем размере: Кузнецову С.Б. - 52 629 руб., Вечковой Т.Н. - 17 000 руб., Казаковой Е.В. - 14 000 руб., Маслобойщиковой М.А. - 67 403 руб., Таланчук Э.А. - 17 000 руб., Тетюхиной Л.П. - 38 500 руб., Чоп С.А. - 59 522 руб., Шашковой О.А. - 15 500 руб.;
- взыскать с командира в/ч 02190 в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в пользу Кузнецова С.Б. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Исковые требования истцы мотивировали тем, что ответчиками незаконно уменьшен размер дополнительного материального стимулирования, издание приказов производилось без учета мнения профсоюзной организации и без предоставления рапортов начальников структурных подразделений, при этом ответчиками не были выполнены обязательства по мировому соглашению, утвержденному определением Ленинского районного суда г. Самары судом 05.07.2016 года.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом были неправильно применены нормы материального права.
Истцы Шашкова О.А., Казакова Е.В. представили судебной коллегии заявления в которых просили рассмотреть дело с апелляционной жалобой командиров войсковых частей 22223, 02190 в свое отсутствие. Истец Чоп С.А. извещена о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание судебно коллегии не явились, причину неявки не сообщила.
Разрешив в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие не явившихся в судебное заседание судебной коллегии истцов Шашковой О.А., Казаковой Е.В, Чоп С.А., проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 02.01.1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ от 02.01.1996 года N 10-ФЗ, в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
На момент рассмотрения данного дела Кузнецов С.Б., Тетюхина Л.П., Шашкова О.А., Вечкова Т.Н., Казакова Е.В., Таланчук Э.А. состояли в трудовых отношениях с в/ч 02190 на основании заключенных трудовых договоров (контрактов). Маслобойщикова М.А. уволена ДД.ММ.ГГГГ, Чоп С.А. уволена ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 394 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее - Порядок).
Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (п. 1). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7).
Согласно п. 4 Порядка, расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2).
Судом установлено, что за период с июля 2016 года по январь 2017 года истцам выплачена премия (дополнительное материальное стимулирование) на основании Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 года N 1010) в размере, меньше расчетного, т.е. меньше 25 000 руб., что подтверждается расчетными листами, приказами командира в/ч 22223 о премировании лиц гражданского персонала в/ч 02190 ( N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ), приложениями к приказам командира в/ч 22223, и данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Коллективным договором войсковой части 02190 на 2015 - 2017 годы, Положением о премировании гражданского персонала в соответствии с приказами Министра обороны РФ N 90 от 02.03.2001 года и N1010 от 26.07.2010 года, предусмотрены премиальные выплаты по итогам работы за месяц и квартал. Основанием для выплаты премий является приказ командира воинской части с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику.
Согласно п.4.3 Положения о премировании, работник лишается премии, в том числе, за упущения в работе и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, повлекших срыв поставленных задач, снижение боеготовности технических средств и оборудования.
Снижение размеров премии, лишении премии оформляется приказом командира части с обязательным указанием причин и с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета. Приказ доводится до лиц, которым снижен размер премии или лишенных премии, под роспись (п.4.4).
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N ФКУ "УФО МО РФ по Самарской области" информировало командующего 2 гвардейской общевойсковой Армией о выделении бюджетных ассигнований на выплату премий в 2016 году.
Из письма заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках реализации приказа Министром обороны РФ в 2016 году принимались решения о направлении объемов бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование гражданскому персоналу в/ч 02190 и 22223 (штаб и управление 2 гвардейской общевойсковой армии) из расчета 25 000 руб. на одного работника в месяц.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством обороны РФ фактически выделены средства в пределах лимитов и они направлены для выплаты премии всем сотрудникам в/ч 02190, расчетная сумма премии определена в размере 25 000 руб., оснований для снижения истцам размера премии, предусмотренных нормативными правовыми и локальными актами, судом не установлено, порядок снижения премий, предусмотренный Коллективным договором, ответчиками не соблюден, обязательства, принятые на себя ответчиками по утвержденному судом мировому соглашению от 05.07.2016 года не выполнены.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Определение Ленинского районного суда г.Самары от 05.07.2016 года об утверждении мирового соглашения не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачиваются по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носят обязательный, гарантированный характер, не определены трудовым договором работника и не входят в систему оплаты труда.
Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Таким образом, выплата премии в размере меньшем расчетного, не свидетельствует о снижении размера премии конкретному работнику и не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.
Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ установлен максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не установлен. Решением Министра обороны РФ определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.
Отсутствие дисциплинарных взысканий само по себе не гарантирует работнику войсковой части выплату дополнительного материального стимулирования в максимальном размере, как ошибочно полагают истцы.
Кроме того, суд первой инстанции, не привлекая к участию в деле в качестве соответчика Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", постановилрешение, которым взыскал с ФКУ денежные средства в пользу истцов.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований истцов о признании недействительными приказов командира войсковой части 22223 о премировании лиц гражданского персонала войсковой части 02190 в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 за июль - декабрь 2016 года, январь 2017 года в части установления размера премии Кузнецову С.Б., Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А. и об обязании войсковой части 02190 в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" выплатить суммы дополнительного материального стимулирования, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного выше, не имеется правовых оснований для удовлетворения требований Кузнецова С.Б. о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 05 апреля 2017 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Кузнецова С.Б., Первичной профсоюзной организации управления и штаба 2 гвардейской Армии (Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России) в интересах истцов Чоп С.А., Тетюхиной Л.П., Шашковой О.А., Вечковой Т.Н., Казаковой Е.В., Таланчук Э.А., Маслобойщиковой М.А. к командирам войсковых частей 22223, 02190 о признании недействительными приказов о премировании лиц гражданского персонала в части установления размера премии, обязании выплатить незаконно удержанные суммы дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда 0 оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу представителя командиров войсковых частей 22223, 02190 по доверенностям Климанова М.С. - удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступлении в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.