Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шумкова Е.С.,
судей
Москвиной С.И.,
Коряковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Шмелевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Зыонг Тхань Хьен, Ли Кай к ГУ МВД России по Свердловской области о признании отказа в принятии заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации незаконным,
по апелляционной жалобе административных истцов Зыонг Тхань Хьен, Ли Кай
на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 11 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., объяснения представителя административного ответчика Смирновой Н.А., судебная коллегия
установила:
гражданин КНР Ли Кай и гражданин Вьетнама Зыонг Тхань Хьен обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ ГУ МВД России по Свердловской области в принятии заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указали, что являются иностранными гражданами, намерены реализовать свое право на оформление разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В 2016 году и в 2017 году обращались к административному ответчику с целью подать заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, фактически им было отказано в этом, квота не выделена, заявления у них не приняли. На их письменные обращения от 30 января 2017 года даны ответы от 17 марта 2017 года, в которых предложено явиться на заседание Межведомственной комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание согласно графику, размещенному на сайте. Они несколько раз приходили на заседания комиссии, квота выделена не была. Полагают, что отказы в принятии заявлений о выдаче разрешений являются незаконными, а указание на необходимость обращения в комиссию за распределением квоты неправомерным. Полагают, что в результате отказа в принятии заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации нарушены права на получение государственной услуги по оформлению разрешения на временное проживания.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 11 апреля 2017 года административные исковые требования Зыонг Тхань Хьен, Ли Кай оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, оспаривая его законность и обоснованность, административные истцы в апелляционной жалобе просят судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считают, что суд не дал должной оценки тому, что в период с 09 января 2017 года по 08 февраля 2017 года оказание государственной услуги по выдаче разрешений на временное проживание на территории Российской Федерации было приостановлено, поскольку комиссия была создана приказом от 08 февраля 2017 года. За предоставлением государственной услуги они обратились в январе 2017 года при наличии полного пакета документов. К обращениям были приложены оригиналы и копии части документов для подтверждения полной готовности необходимого пакета документов, предусмотренного Административным регламентом. В ответах административного ответчика от 17 марта 2017 года не имеется возражений по предоставленным документам, указано лишь на необходимость явки на заседание комиссии с целью выделения квоты.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Смирнова Н.А. возразила по доводам апелляционной жалобы, указывая на законность постановленного судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: административные истцы Зыонг Тхань Хьен, Ли Кай, представитель административных истцов Б., о времени и месте рассмотрения дела извещены заказными письмами с уведомлениями, посредством СМС-сообщения 23 мая 2017 года, представитель заинтересованного лица Межведомственной комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание извещен посредством факсимильной связи 23 мая 2017 года, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административные истцы 30 января 2017 года направили посредством почтовой связи в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты и копии документов.
В ответах от 17 марта 2017 года на данные обращения административных истцов ГУ МВД России по Свердловской области было разъяснено, что по результатам рассмотрения заявлений на заседании комиссии принято решение о личной явке на заседание Межведомственной комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание, а также разъяснено, что порядок работы этой комиссии размещен на сайте ГУ МВД России по Свердловской области.
Административный истец Зыонг Тхань Хьен не явился на заседание Межведомственной комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание 02 марта 2017 года и 23 марта 2017 года, что следует из исследованных судом списков иностранных граждан и лиц без гражданства, явившихся на заседание Межведомственной комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание. Административный истец Ли Кай являлся на заседание вышеуказанной комиссии 02 марта 2017 года и 23 марта 2017 года. Вместе с тем, 23 марта 2017 года при предоставлении административным истцом Ли Кай полного пакета документов, установлено, что срок действия справки, подтверждающей отсутствие судимости, истек.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия достоверных и допустимых доказательств обращения административных истцов в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с необходимым пакетом документов, а также указывал на то, что административный ответчик не отказывал в принятии заявлений административных истцов о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, а предложил лично явиться на заседание комиссии, чего административным истцом Зыонг Тхань Хьен сделано не было, а административным истцом Ли Кай на заседание комиссии были представлены документы не соответствующие требованиям Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует, в том числе Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ч. 1).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (ч. 2).
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ч. 4).
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8).
Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 214 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее по тексту - Административный регламент).
В силу п. 13 Административного регламента, государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.
Пункт 19 Административного регламента определяет перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые иностранный гражданин должен подать в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания.
Согласно п. 43 Административного регламента, заявление, поданное заявителем лично в территориальный орган ФМС России, регистрируется в день его приема от заявителя по журналу учета входящих документов. Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела.
На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 ФМС России, которая являлась федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, упразднена, ее полномочия переданы МВД России.
Обращения административных истцов рассмотрены ГУ МВД России по Свердловской области с соблюдением установленного законом порядка, на них даны ответы, которые по своему содержанию не являются отказом в принятии заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а носят разъяснительный характер о необходимости личной явки административных истцом на заседание Межведомственной комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание.
Из указанного следует, что административные истцы не были ограничены в праве на обращение в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлениями о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вместе с тем, указано, что реализация данного права должна осуществляться в установленном порядке.
Из представленных в материалы дела заявлений от 30 января 2017 года, а также описи вложения в ценные письма усматривается, что к заявлениям о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации не прикладывались надлежащим образом оформленные и необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание документы, предусмотренные п. 19 Административного регламента, при том, что в силу п. 54 Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России с приложением всех необходимых документов.
Учитывая, что надлежащих доказательств, подтверждающих соблюдение административными истцами условий предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не представлено, равно как и самого отказа административного ответчика в приеме заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отказал административным истцам в удовлетворении заявленных ими требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Зыонг Тхань Хьен, Ли Кай - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С. Шумков
Судьи
С.И. Москвина
Н.С. Корякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.