Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Кузина Е.Б.,
членов президиума: Козлова О.А., Вербенко В.И., Макеевой Г.В., Шаталовой Е.В., Блинникова В.А.,
секретаря судебного заседания Фоминой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Касьяненко С.В. к Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права состоять на указанном учете с даты подачи рапорта о постановке на учет, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Савина А.Н. от 24.05.2017 по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России) на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 20.09.2016 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08.02.2017,
заслушав доклад судьи Шаталовой Е.В.,
установил:
Касьяненко С.В. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что в целях реализации своих прав, как сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, имеющего общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", он 12.12.2013 обратился с соответствующим рапортом в ФСИН России, приложив все необходимые для этого документы. Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 26.12.2013 принято решение направить документы для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на соответствующий учет Касьяненко С.В. с семьей в составе 4-х человек (он, жена, двое детей). Вместе с тем 20.08.2015 комиссией ФСИН России в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты было отказано. Считает действия комиссии незаконными и необоснованными, поскольку нарушены сроки рассмотрения представленных им документов, проверка которых была проведена комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю и недостатков при этом выявлено не было. Полагает, что ссылка комиссии ФСИН России на не представление выписки из ЕГРП по всем территориальным органам РФ, а так же на отсутствие информации о регистрации его детей с рождения до 21.11.2013, то есть не представление им в связи с этим документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, является несостоятельной.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 20.09.2016 требования Касьяненко С.В. удовлетворены:
признано незаконным решение Комиссии ФСИН России от 20.08.2015, протокол N 51 об отказе Касьяненко С.В. в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
за Касьяненко С.В. признано право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты с 13.03.2014;
на ФСИН России возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о постановке Касьяненко С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13.03.2014;
с ФСИН России в пользу Касьяненко С.В. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 25000 рублей, по оплате услуг по оформлению доверенности на представителя в размере 1400 рублей и в возврат госпошлины - 300 рублей;
в части взыскания расходов по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей Касьяненко С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08.02.2017 данное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФСИН России, в лице представителя Шахраманян Э.В., просит отменить указанные постановления в связи с неправильным применением норм материального права.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ФСИН России - Шахраманяна Э.В., а также Касьяненко С.В., президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что Касьяненко С.В. проходит службу в системе ФСИН России с 16.11.1999 и его выслуга в календарном исчислении на 12.12.2013 составляла более 10 лет. Истец состоит с 2003 года в зарегистрированном браке с Касьяненко (Барановой) М.В., имеет двух несовершеннолетних детей: Касьяненко Р.С., ... года рождения, и Касьяненко В.С., ... года рождения. Истец с семьей проживает в квартире многоквартирного жилого дома, общей площадью 59,2 кв.м. по адресу: г. ... , пр. ... , ... , кв. ... , в которой зарегистрированы еще 5 человек: мать, отец, брат истца, жена брата, племянник и племянница истца. Указанная квартира принадлежит на праве общедолевой собственности матери и отцу истца. По данному адресу супруга и дети истца зарегистрированы 21.11.2013. До 21.11.2013 супруга истца была зарегистрирована по адресу: г. ... , ул. ... , ...
12.12.2013 Касьяненко С.В. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013. Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 26.12.2013 направлены документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на учет для получения единовременной выплаты Касьяненко С.В. с семьей в составе 4-х человек (он, жена, сын, дочь).
20.08.2015 комиссией ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Касьяненко С.В. отказано, в связи с не представлением документов, предусмотренных п.п. "з" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369, а именно информации о регистрации детей с рождения до 21.11.2013; отсутствием выписки Управления Росреестра на заявителя и членов его семьи от 26.11.2013 содержат информацию по РФ.
Признавая данное решение ФСИН России незаконном и удовлетворяя предъявленные Касьяненко С.В. требования, суд первой инстанции указал, что Комиссия ФСИН России рассмотрела его рапорт со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а принятое решение ограничивает право истца, как сотрудника УФСИН на улучшение жилищных условий.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции исходя из того, что Касьяненко С.В. с супругой проживают совместно по адресу: г. ... , пр. ... , ... кв. ... , сын и дочь истца, вставшие на учет по указанному адресу 21.11.2013, является несовершеннолетним, пришел к выводу о том, что поскольку необходимые сведения с мест регистрации Касьяненко С.В. и его жены за последние пять лет, предшествующий обращению Касьяненко С.В. с заявлением были представлены комиссии ФСИН России, то, следовательно, исходя из положений ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), такие сведения были представлены с мест жительства несовершеннолетних детей истца.
Так же суд указал на то, что поскольку комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю при принятии от Касьяненко С.В. рапорта с пакетом документов не выявила недостатков, соответственно заявителем были представлены все необходимые документы.
В связи с этим, суд признал незаконным отказ в постановке Касьяненко С.В. с составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложил обязанность поставить семью истца на учет с 13.03.2014.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, не учел что они сделаны без учета норм материального права.
Так, согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации от 25.06.1993N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 25.06.1993N5242-1), регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ч. 1. ст. 3). Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 2 ст. 3).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2. ст. 3 Закон Российской Федерации от 25.06.1993N5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 24.11.1995 N 14-П, от 04.04.1996 N 9-П, от 15.01.1998 N 2-П, от 02.02.1998 N 4-П, от 02.06.2011 N 11-П и от 30.06.2011 N 13-П; определения от 13.06.2000 N 185-О, от 06.10.2008 N 619-О-П, от 13.10.2009 N 1309-О-О и др.).
В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Одним из доказательств заключение такого соглашения является регистрация ребенка в жилом помещении, что выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).
При этом в п. 5 Правил не содержится, каких-либо исключений позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы на несовершеннолетних детей.
Решением комиссии ФСИН России от 20.08.2015 Касьяненко С.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Заявителем не представлены документы о месте жительства сына Касьяненко Р.С., ... года рождения, и дочери Касьяненко В.С., ... года рождения, в период с их рождения по 21.11.2013 (выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет).
Каких-либо документов подтверждающих невозможность получения указанных документов предусмотренных п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, Касьяненко С.В. на рассмотрение комиссии УФСИН не представил.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных подп. "з" п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника при его подаче от представления полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Так же судом не учтено, что исходя из положений Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 и Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.
Отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует сотруднику повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
Кроме того, судом решение о необходимости постановки Касьяненко С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения именно с даты - 13.03.2014 не мотивировано.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального права представляются существенными по смыслу статьи 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08.02.2017 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08.02.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий Е.Б. Кузин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.