Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Волковой Я.Ю..,
судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.,
при секретаре Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Замараевой М.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артемовском Свердловской области об обязании включить в стаж работы по специальности периоды, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя истца на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 17.04.2017,
заслушав доклад судьи Федина К.А., судебная коллегия
установила:
Замараева М.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артемовском Свердловской области об обязании включить в стаж работы по специальности периоды, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии по старости со дня обращения ***.
В обоснование исковых требований Замараева М.В. в исковом заявлении указала, что решением УПФР в г. Артемовском от *** в назначении пенсии ей отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", с которым истец не согласна. Основанием для данного отказа послужило то, что наименование учреждения "***" *** совхоза, где истец работала с *** по *** и с *** по ***, не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, а также с наличием меньшей нагрузки, чем предусмотрено законом. Период работы истца в должности руководителя вокального кружка в *** с *** по *** вообще не рассматривался, при этом данная деятельность была педагогическая. Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, принятого в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях, к которым относятся Дворцы и Дома пионеров. К работе по специальности АО внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др. В МДОУ детский сад *** Замараева М.В. была принята на работу музыкальным руководителем по совместительству на 0,25 ставки, что подтверждается приказами, штатными расписаниями, расчетными листками, лицевыми счетами. Заработная плата истцу начислялась и выплачивалась также из расчета 0,25 ставки. По информации бухгалтера ***, начисляющей заработную плату, заведующая МДОУ детский сад *** до 2012 года неправильно табелировала истца, указывая по 1часу работы вместо 1,2 часа, что подтверждается актом документальной проверки от ***, проведенной УПФР в г. Артемовском.
С учетом уточнений просила признать решение государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артемовском Свердловской области от *** незаконным в части не включения Замараевой М.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в должности руководителя вокального кружка в городском доме пионеров с *** по ***, в детском комбинате *** совхоза с *** по ***, с *** по ***, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад *** и муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад *** с *** по ***, с *** по *** за исключением периода с *** по *** (отпуск без сохранения заработной платы), в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида *** и муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад *** с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** за исключением периодов ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, ***, обязать ответчика включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы, назначить страховую пенсию по старости со дня обращения ***.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 17.04.2017 исковые требования Замараевой М.В. удовлетворены частично.
Суд признал решение от *** незаконным в части не включения Замараевой М.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в детском комбинате *** совхоза с *** по ***, с *** по *** и обязал ответчика включить в стаж работы Замараевой М.В. , дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в детском комбинате *** совхоза с *** по ***, с *** по ***. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Замараевой М.В. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п.п. 19 п. 1, п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст.1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
*** Замараева М.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Артемовске Свердловской области *** от *** и дополнительным решением от *** истицу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку ею не выработан необходимый стаж. Стаж на соответствующих видах работ (СВР) в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 20 лет 5 месяцев 4 дня. Не подлежат включению в стаж на СВР 6 лет 07 месяцев 02 дня.
Ответчиком не включены следующие периоды:
- период работы в должности руководителя вокального кружка в городском доме пионеров с *** по ***,
- период работы музыкальным работником в детском комбинате *** совхоза с *** по ***, с *** по ***,
- период работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад *** (основное место работы, 0,75 ставки) и муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад *** (совместительство, 0,25 ставки) с *** по ***, с *** по *** за исключением периода с *** по *** (отпуск без сохранения заработной платы),
- период работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида *** (основное место работы, 0,75 ставки) и муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад *** (совместительство, 0,25 ставки) с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** за исключением периодов ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, *** (периоды отвлечений от льготной работы - простои и отпуска без сохранения заработной платы).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Замараевой М.В. о включении в ее специальный стаж периодов - МДОУ детский сад *** (основное место работы, 0,75 ставки) и МДОУ и детский сад *** (совместительство, 0,25 ставки) с *** по ***, с *** по *** за исключением периода с *** по *** (отпуск без сохранения заработной платы), МДОУ детский сад компенсирующего вида *** (основное место работы, 0,75 ставки) и МДОУ детский сад *** (совместительство, 0,25 ставки) с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** за исключением периодов ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, *** (периоды отвлечений от льготной работы - простои и отпуска без сохранения заработной платы), с *** по *** в должности руководителя вокального кружка в городском доме пионеров, суд первой инстанции сослался на п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и исходил из того, что начиная с 1 сентября 2000 г. работа в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитывается в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), однако вышеуказанные периоды Замараева М.В. не выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки).
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", дома пионеров не поименованы в разделе "Наименование учреждений и организаций", а также должность "руководитель кружка" не поименованы в разделе "Наименование должностей", а следовательно, по законодательству, действовавшему в период работы истицы, периоды работы в Домах пионеров в должности руководителя кружка не подлежали включению в педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет
Пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка N 781 не предусмотрена должность "руководитель кружка", а также пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N781 не предусмотрено учреждение "Дом пионеров". Таким образом, Списком N781 предусмотрен исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Должности "руководитель кружка" и "педагог дополнительного образования" не являются тождественными. Верховный Суд Российской Федерации в определении от 19.11.2009 г. N В16-В09-15, указал на ошибочность выводов суда о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности в должности руководителя кружка и в должности "педагог дополнительного образования".
Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения спорных периодов в специальный стаж.
С учетом продолжительности периодов, подлежащих включению в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, на дату обращения истца в пенсионный орган, то есть на ***, соответствующий стаж составил менее 25 лет, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению Замараевой М.В. досрочной пенсии, до возникновения у неё права на пенсионное обеспечение, не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 17.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Замараевой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья: Е.В. Кокшаров
К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.