Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Четыриной М.В.,
судей
Полозовой А.А., Ивакина А.Ю.,
при секретаре
Ткаченко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 6 июля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Огняновой Л.А. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 24 апреля 2017 года, которым постановлено:
Отказать Огняновой Л.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате в размере 6604 рубля 80 копеек, процентов за задержку выдачи заработной платы в размере 1449 рублей 64 копейки, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения Огняновой Л.А., полагавшей решение суда незаконным по доводам жалобы, объяснения представителей Краевого государственного автономного стационарного учреждения социальной защиты "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа" Сыроватко И.А., Соколова М.В., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Огнянова Л.А. обратилась с иском к Краевому государственному автономному стационарному учреждению социальной защиты "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа" (далее - КГАСУ СЗ "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа") с учетом уточненных требований о взыскании задолженности по заработной плате в размере6604 рубля 80 копеек, процентов за задержку выплаты заработной платы за период с 6 февраля 2016 года по 21 апреля 2017 года в размере1449 рублей 64 копейки, компенсации морального вреда в размере10000рублей.
В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика в должности "данные изъяты". Пунктом 5.1 трудового договора ДД.ММ.ГГГГ ей установлен посменный режим работы согласно графику сменности с выходными днями по скользящему графику. В январе 2016 года она осуществляла сверхурочную работу, дав на это свое согласие. За указанный месяц работодатель начислил заработную плату в размере 52039 рублей 19 копеек, однако до настоящего времени выплату в полном объеме не произвел. Указанным нарушением трудовых прав ей причинен моральный вред.
Огнянова Л.А. и ее представитель Чечель В.М. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представители КГАСУ СЗ "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа" Соколов М.В., Слива А.М. с исковыми требованиями не согласились, полагая, что сверхурочная работа в праздничные дни не должна учитываться. Истцу оплачены в двойном размере и 40 часов, отработанных ею в праздничные дни, и 2 часа сверхурочных работ согласно ее графику с 11 января 2016 года.
Рассмотрев дело по существу, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Огнянова Л.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. Оспаривает установленные судом обстоятельства в части начала трудовых отношений между сторонами и установленного ей режима работы по гибкому графику, ссылаясь на трудовой договор N ДД.ММ.ГГГГ. Считает неправомерной ссылку суда на пункт 5.3 Правил внутреннего трудового распорядка для работников КГАСУ СЗ "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа", принятые в апреле 2016 года, поскольку его действие не распространяется на ранее возникшие спорные правоотношения, при этом с указанным локальным нормативным актом она своевременного ознакомлена не была. Оспаривает выводы суда о том, что ее рабочая смена в январе 2016 года началась с 11 числа, поскольку согласие на привлечение к работе в праздничные дни она не давала. Обращает внимание, что предметом исковых требований является начисленная, но невыплаченная заработная плата, при этом приказ N 146/1 от 29 января 2016 года, изменяющий права истца, не может распространять на нее свое действие, поскольку он принят работодателем в одностороннем порядке, она в нарушение статьи 22 ТК РФ с данным приказом не ознакомлена. Оспаривает определение суда от 13 января 2017 года в части правомерности назначения судом повторной экспертизы, ссылаясь на отсутствие в нем мотивов несогласия суда с данным ранее заключением эксперта. Выражает несогласие с выводами повторной экспертизы.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Статьей 91 ТК РФ определено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно статье 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
В соответствии со статьей 99 ТК РФ"сверхурочная"работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу абзаца 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплатасверхурочнойработы регламентирована статьей 152 ТК РФ, согласно которойсверхурочнаяработа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты засверхурочнуюработу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работникасверхурочнаяработа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанногосверхурочно.
Как следует из материалов дела, Огнянова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу к ответчику на должность "данные изъяты".
С ДД.ММ.ГГГГ приказом N ДД.ММ.ГГГГ Огнянова Л.А. на основании личного заявления переведена на должность "данные изъяты"
Пунктами 5.2, 5.4 коллективного договора КГАСУ СЗ "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа", утвержденного 31 декабря 2015 года, предусмотрено, что работодатель обеспечивает соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени работников учреждения, составляющей не более 40 часов в неделю.
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часов рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами Российской Федерации.
Согласно пункту 5.5 коллективного договора продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц) не должна превышать норм, установленных для соответствующей категории работников учреждения.
Привлечение к сверхурочной работе, работе за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени ежедневной работы (смены), (учетный период - месяц), производится работодателем в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 99 ТК РФ.
В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника и с учетом мнения профсоюзной организации.
Работодатель обязуется обеспечит точный учет сверхурочных работ, выполняемых каждым работником (пункт 5.9 коллективного договора).
Судом установлено, что истец дала согласие на работу со сверхурочными часами и оплаты в двойном размере в январе 2016 года.
Согласно табелю за январь 2016 года, она отработала 40 часов праздничных и 2 часа сверхурочных работ.
26 января 2016 года работодателем на основании ходатайства старшей медицинской сестры издан приказ N 99 об оплате истцу сверхурочной работы в количестве 42 часов.
Согласно представленному истцом расчетному листку за январь 2016 года ей начислена заработная плата в размере 52039 рублей 19 копеек, в том числе, в расчет включена оплата за сверхурочную работу в количестве 42 часов и оплата праздничных в количестве 40 часов.
Приказом N 146/1 от 29 января 2016 года работодателем внесены изменения в приказ N 99 от 26 января 2016 года, в связи с чем, оплата сверхурочной работы за январь 2016 года истцу произведена из расчета 2 часов.
Из расчетного листка истца за январь 2016 года, представленного ответчиком, следует, что заработная плата за месяц составила 45191 рубль 48 копеек, в том числе за 40 часов праздничных - 5267 рублей 41 копейка, за 2 часа сверхурочной работы - 197 рублей 53 копейки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что первым рабочим днем для истца, согласно ее графику в режиме гибкого рабочего времени, является 11 января 2016 года, в связи с чем, и не было взято от нее заявление о согласии на работу в праздничные дни 3, 4, 7 и 8 января 2016 года, которые оплачены ответчиком в двойном размере. Поскольку с 11 января 2016 года истцом отработано 110 часов, при норме 108 часов в месяц, подлежали учету и оплате 2 часа сверхурочной работы, которые и были оплачены работодателем истцу в полном объеме.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пунктом 5.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами, истцу был установлен посменный режим работы согласно графику сменности с выходными днями по скользящему графику; рабочая неделя 36 часов.
Графики сменности, установленные для истца и утвержденные работодателем, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, как следует из представленного в суд табеля учета рабочего времени, Огнянова Л.А. в январе 2016 года работала посменно 2 дня через 2 дня по 10 часов в смену: 3, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 16,19, 20, 23, 24, 27, 28 и 31 января 2016 года, в связи с чем, подлежит применению суммированный учет рабочего времени.
В соответствии со статьей 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Суть суммированного учета рабочего времени состоит в том, что в отдельные периоды времени в пределах учетного периода работник может работать более 8 часов в день или более 40 часов в неделю либо свыше иной нормальной продолжительности рабочего времени, установленной для данной категории работников. Однако продолжительность рабочего времени в целом за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется согласно статье 104 ТК РФ исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
В данном случае, исходя из пункта 5.5 коллективного договора ответчика, учетным периодом является календарный месяц.
При этом следует учитывать, что перечень нерабочих праздничных дней в РФ установлен в статье 112 ТК РФ. Праздничные дни являются таковыми для всех работников вне зависимости от того, предусмотрена работа в эти дни графиком сменности или нет. Поэтому работа в праздничный день в любом случае должна оплачиваться в повышенном размере по правилам, установленным статьей 153 ТК РФ.
Если работник трудится в праздничный день в соответствии с графиком сменности, то для него этот день является рабочим и включается в норму рабочего времени этого месяца.
В пункте 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 года N 13/П-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), также отмечено, что при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.
Для работников с суммированным учетом рабочего времени согласно части 1 статьи 99 ТК РФ сверхурочной является работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Сверхурочная работа, согласно статье 152 ТК РФ, оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
При суммированном учете рабочего времени подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода.
Вместе с тем, вышеуказанные требования закона судом первой инстанции учтены не были.
Таким образом, исходя из табеля учета рабочего времени за январь 2016 года, Огняновой Л.А. в учетном периоде отработано 150 часов, то есть при норме рабочего времени 108 часов, сверхурочная работа составила - 42 часа, которая подлежала оплате в соответствии со статьей 152 ТК РФ, а именно за первые два часа работы - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Как следует из расчетного листка истца за январь 2016 года, представленного ответчиком, истцу была начислена и оплачена заработная плата за месяц в размере 45191 рубль 48 копеек, в том числе 40 часов праздничных - 5267 рублей 41 копейка, за 2 часа сверхурочной работы - 197 рублей 53 копейки. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Вместе с тем, учитывая, что правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни едина, поскольку как при сверхурочной работе, так и при работе в нерабочие праздничные дни работник будет осуществлять свою трудовую деятельность в абсолютно тождественных условиях труда, а именно: во время отдыха, порядок исчисления оплаты труда и при сверхурочной работе и при работе в праздничные дни аналогичен, принимая во внимание, что учет отработанного времени истца производился исходя из суммированного учета рабочего времени в соответствии с требованиями статьи 104 ТК РФ, а из смысла статьи 99 ТК РФ следует, что для работников с суммированным учетом рабочего времени работа в выходные и праздничные дни входит в норму рабочего времени в течение учетного периода, который, согласно коллективному договору, составляет один месяц, судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае права Огняновой Л.А. на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы за январь 2016 года не нарушены.
Поскольку оснований для удовлетворения требований о взыскании заработной платы за сверхурочную работу не имеется, отсутствуют основания и для удовлетворения производных требований истца о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, постановленное судом первой инстанции решение по указанным выше основаниям не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 24 апреля 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Огняновой Л.А. к Краевому государственному автономному стационарному учреждению социальной защиты "Елизовский дом-интернат психоневрологического типа" о взыскании задолженности по заработной плате в размере 6604 рубля 80 копеек, процентов за задержку выдачи заработной платы в размере 1449 рублей 64 копейки, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.