Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей Луневой С.П., Меньшова С.В.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09 февраля 2017 года
по гражданскому делу по иску Кизилова Н.И. к администрации г.Ставрополя об оспаривании решения органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Кизилов Н.И. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации
г. Ставрополя, указывая, что он является инвалидом 2 группы. Он получил увечье при исполнении обязанностей военной службы, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением от 03.04.1996 серия Б N027230. Кизилов И.И. принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на должности водителя автопогрузчика 5 разряда. Согласно карточке учета облучения за период работы с 25 августа по 19 сентября 1986 года получена суммарная доза внешнего гамма-облучения в размере 14,83 рентген, что подтверждается справкой от 03.10.2000 NЧА-0718, полученной из Государственного предприятия "Чернобыльский архив". Собственного жилого помещения истец не имеет.
В соответствии со ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации Кизилов Н.И. обратился в МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" с соответствующими документами для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Администрацией города Ставрополя принято постановление от 02.11.2016 N2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Считает, отказ незаконным, указывает, что в ст. 54 Жилищного кодекса РФ установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1-3 ч. 1 указанной статьи. Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы. Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления быть не могут.
Обязательное требование, предъявляемое Кодексом к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше.
В постановлении администрации г.Ставрополя от 02.11.2016г. N2485 отсутствуют указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения.
Просит суд признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 02.11.2016 N2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; обязать администрацию города Ставрополя принять Кизилова Н.И., ... года рождения на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 2 человека: он, жена, Кизилова И.И., ... года рождения.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации города Ставрополя от 02.11.2016 N2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Возложена обязанность на администрацию города Ставрополя принять Кизилова Н.И., ... года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Требование истца Кизилова Н.И. в части возложения на администрацию
г. Ставрополя обязанности принять на учет Кизилову И.И., ... года рождения оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя по доверенности Каменев А.Ю. просит решение суда первой инстанции в части признания незаконным постановления администрации города Ставрополя от 02.11.2016 N 2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности принять Кизилова Н.И. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отменить. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Указывает, что постановлением главы г.Ставрополя от 22.07.2004 N 3403 "О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исключении из списков на основании протокола от 24.06.04 N11" Кизилов Н.И., принят на учет граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека: он, жена - Кизилова И.И.
Кизилова И.И. по договору дарения от 26.04.2012 передала в собственность своему сыну Кизилову С.Н. принадлежащую ей на праве собственности часть жилого дома N 8 по проезду Светлому в г.Ставрополе.
В связи с произведенным отчуждением в 2012 году жилого помещения, постановлением администрации города Ставрополя от 14.01.2013 N 37 "Об исключении из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма" семья Кизилова Н.И., составом 2 человека исключена из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом, за Кизиловым Н.И. и Кизиловой И.И. сохранено право состоять на учете по общей очереди.
31.05.2016 Кизилов Н.И. повторно обратился с заявлением и документами по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Постановлением администрации города Ставрополя от 11.07.2016 N 1543 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" принято решение об отказе в принятии Кизилова Н.Н., составом семьи 2 человека, он, жена - Кизилова И.Н., на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации города Ставрополя от 29.07.2016 N 1783 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" семья Кизилова Н.И. составом 2 человека снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Сын Кизилова Н.И., Кизилов С.Н., имеет в собственности жилое помещение по адресу: г.Ставрополь, проезд Светлый, дом 8, общая площадь 50,1 кв. м. Считает, что Кизилов Н.И. не имеет права быть принятым на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением.
Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 N 184 установлена учетная норма площади жилого помещения в г.Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
В соответствии с финансовым лицевым счетом 31002, по состоянию на 01.05.2016, в доме N 8 по проезду Светлому в городе Ставрополе зарегистрировано 4 человека: собственник - Кизилов С.Н., мать - Кизилова И.И., отец - Кизилов Н.И., сын - Кизилов Е.С. (50,1 кв. м / 4 проживающих человека = 12,525 кв. м общей площади на каждого из проживающих).
06.10.2016 Кизилов Н.И. повторно обратился в администрацию г.Ставрополя с заявлением и документами по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Постановлением администрации города Ставрополя от 02.11.2016 N 2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Кизилову Н.И. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указывает, что в представленных документах отсутствует доверенность на действия, связанные с решением вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данная позиция основана на требованиях подпункта 1.3 пункта 2.6, 2.9 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 06.06.2012 N 1597.
В предоставленных документах, имеется домовая книга для регистрации граждан, проживающих в доме N 8 по проезду Светлому в г.Ставрополе, где указано, что по состоянию на 12.08.2016 в вышеуказанном домовладении зарегистрировано 4 человека. Но уже с 13.08.2016 в домовладении зарегистрировано еще 2 человека: Кизилова А.С., ... года рождения; Кизилов Д.Е., ... года рождения.
Полагает, что у гражданина Кизилова Н.И. и его супруги Кизиловой И.И., право состоять на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Ставрополя, в силу ст.53 Жилищного кодекса РФ возникнет после 13.08.2021 года.
В возражениях на апелляционную жалобу Кизилов Н.И. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Кизилова Н.И. в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец Кизилов Николай Иванович имеет право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме того, истцом исполнены все необходимые требования для принятия его на учет, документы представлены в полном объеме, предприняты все необходимые меры направленные на реализацию его законного право состоять на таком учете. Материалы дела свидетельствуют о том, что истец Кизилов Н.И. не совершал никаких намеренных действий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
01.01.2005 вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Названным Федеральным законом, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты; изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ) гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы (далее - Правила). В настоящее время данные Правила применяются в рамках реализации Подпрограммы на 2015 - 2020 годы.
Правилами определены категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, в том числе по пп. "е" п. 5, а именно граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с п. 6 Правил в рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание. Пунктом 11 Правил также предусматривается, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.
Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, установление фактической нуждаемости гражданина в жилом помещении является одним из существенных обстоятельств, подлежащих выяснению при разрешении споров указанной категории.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, истец Кизилов Н.И., ... года рождения, является нетрудоспособным инвалидом второй группы инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей в/службы, что связано с аварией на ЧАЭС. Инвалидность установлена в 1995 году бессрочно.
Данное обстоятельство подтверждается справкой серии ВТЭ-254 N076014, выданной 11.05.1995 года.
03.04.1996 года управлением соцзащиты населения Октябрьского района г. Ставрополя истцу Кизилову Н.И. было выдано удостоверение серии Б N027230 перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Согласно данного удостоверения Кизилов Н.И. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С 01.07.1971 года истец Кизилов Н.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... , что подтверждается отметкой в его паспорте, а также сведениями домовой книги.
22.07.2004 Постановлением главы г. Ставрополя СК N 3403 Кизилов Н.И. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Состав семьи 2 человека: он, жена Кизилова И.И. Проживает в домовладении 8, жилой площадью 38,2 кв.м. по проезду Светлому, где всего проживают 7 человек.
Брак между Кизиловым Н.И. и его супругой Кизиловой И.И. зарегистрирован 16.08.1960.
26.04.2012 на основании договора дарения супруга Кизилова И.И. подарила сыну Кизилову С.Н. жилое помещение N1,4,5,8,10 пл. 50,10 кв.м. и земельный участок пл. 396 кв.м., по адресу ... Часть жилого дома принадлежит Кизиловой И.И. на основании договора купли-продажи от 21.02.1969, соглашения от 07.04.2010, земельный участок на основании Постановления главы Администрации г. Ставрополя СК N1790 от 22.06.1995.
14.01.2013 Постановлением администрации г. Ставрополя СК N 37 Кизилов Н.И. исключен из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как в связи с отчуждением в 2012 году жилого помещения, принадлежащего на праве собственности жене Кизиловой И.И.
Данное постановление не обжаловано.
29.07.2016 Постановлением администрации г. Ставрополя СК N1783 Кизилов Н.И. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Данное постановление не обжаловано.
26.05.2016 Кизиловым Н.И. подано заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
11.07.2016 Постановлением администрации г. Ставрополя СК N1543 отказано Кизилову Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч.4 ст.52 ЖК РФ, а также представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данное постановление не обжаловано.
03.10.2016 Кизиловым Н.И. подано заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обжалуемым Постановлением администрации г. Ставрополя от 02.11.2016 N2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" истцу Кизилову Н.И., составом семьи 2 человека (он и жена Кизилова И.И., ... года рождения) отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, а также не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
В качестве оснований отказа в оспариваемом постановлении указаны: п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, п.п. 2.6 и 2.9 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 06.06.2012г. N1597.
В извещении Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 07.12.2016 года N05/1-13/05-1938-4 указано на то, что в соответствии с законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Кизилов Н.И. является инвалидом второй группы (увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС) и имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В извещении указано на то, что Кизилов Н.И. не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и п.п. 2.6 и 2.9 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 06.06.2012 N1597. В представленных документах отсутствует доверенность на действия, связанные с решением вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Также в извещении указано на то, что из представленных документов следует, что состав семьи Кизилова Н.И. (он и жена Кизилова И.И., ... года рождения) зарегистрированы по адресу: ... , общей площадью 50,1 кв.м., где зарегистрировано 6 человек: он (с 01.07.1971 года), Кизилова И.И. (с 08.02.1969 года), сын Кизилов С.Н. (с 14.01.1987 года), внук Кизилов Е.С. (с 14.07.2004 года), Кизилова А.С. (с 13.08.2016 года), Кизилов Д.Е. (с 13.08.2016 года). Данное жилое помещение до 26.04.2012 года принадлежало на праве собственности жене Кизилова Н.И. Кизиловой И.И., которая на основании договора дарения от 26.04.2012 года подарила указанное помещение сыну Кизилову С.Н. Со ссылкой на ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ указано на то, что Кизилов Н.И. не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя, в связи с тем, что не истек предусмотренный
ст. 53 Кодекса срок.
Согласно частям 2 - 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку имущество, приобретенное супругами в период брака, супругой
Кизиловой И.И. было подарено сыну, т.е. ее действия были сознательно направлены на ухудшение жилищных условий. Поскольку с момента ухудшения заявителем жилищных условий на момент подачи заявления, (03.10.2016) о постановке на учет в качестве нуждающихся прошло менее 5 лет, постановка на учет в соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не представляется возможной.
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кизилова Н.И. к администрации г.Ставрополя о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от 02.11.2016 N2485 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; возложении обязанности на администрацию города Ставрополя принять Кизилова Н.И., ... года рождения на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 2 человека: он, жена Кизилова И.И., ... года рождения отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.