Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 июля 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и апелляционной жалобе с дополнениями к ней комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 апреля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Ставрополю, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Ставрополю обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
В обоснование административного иска административный истец указал, что сотрудниками дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, возложенного на ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и пунктом "а" статьи 11 Положения о Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в районе пересечения улицы Юго-Западный обход и улицы Приозерная города Ставрополя, угрожающий безопасности дорожного движения.
В 2015 году на улице Юго - Западный обход города Ставрополя (в районе пересечения с улице Приозерная) обустроена остановка общественного транспорта, к которой до настоящего времени безопасно подойти невозможно ввиду отсутствия безопасных пешеходных связей. Также, в настоящее время на пересечении улиц Юго - Западный обход - Приозерная города Ставрополя для перехода через улицу Юго-Западный обход имеются пешеходные подходы, однако пешеходные переходы через улицу Юго - Западный обход (в районе пересечения с улицей Приозерная), а также через улицу Приозерная отсутствуют.
Согласно п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. Согласно утвержденного проекта организации дорожного движения длина улицы Юго - Западный обход до пересечения с улицей Приозерная составляет 694 м., следовательно пешеходных переходов должно быть как минимум 2. Однако имеется только 1 и то на участке дороги в районе дома N 482/1 по улице Ленина. Кроме того, пешеходный переход в районе пересечения с улицей Приозерная предусмотрен утвержденным проектом организации дорожного движения.
Кроме того выявлено отсутствие на регулируемом перекрестке удерживающих пешеходных ограждений, что противоречит нормативным требованиям п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
По данному вопросу отделом ГИБДД Управления МВД России по городу Ставрополю с учетом ст. 21 N 196- ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", в адрес главы администрации города Ставрополя неоднократно направлялась информация об устранении выявленных недостатков УДС по вышеуказанному адресу, однако затронутый вопрос в обращении не нашел своего окончательного решения.
Несмотря на принимаемые меры ОГИБДД, улично-дорожная сеть на вышеуказанном участке дороги продолжает не соответствовать нормативным требованиям по условиям безопасности дорожного движения.
Указанные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителей и пассажиров транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, в связи с чем, отделом ГИБДД управления МВД России по г. Ставрополю принято решение о предъявления административного иска в суд в их интересах.
Административный истец просил суд: обязать комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, а именно обустроить пешеходные переходы через улицу Юго-Западный обход и улицу Приозерная, "модернизировать" светофорный объект, предусмотрев при этом пешеходные светофоры, а также установить на регулируемом перекрестке удерживающие пешеходные ограждения, с учетом нормативных требований п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и п. 7, п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 апреля 2017 года административные исковые требования удовлетворены.
На комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения: обустроить пешеходные переходы через улицу Юго-Западный обход и улицу Приозерная, "модернизировать" светофорный объект, предусмотрев при этом пешеходные светофоры, также установить на регулируемом перекрестке удерживающие пешеходные ограждения, с учетом нормативных требований п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и п. 7, п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Не согласившись с решением суда, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя и комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя подали на него апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе руководитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Савельев С.А. просит решение суда отменить в полном объеме.
Указывает, что согласно плану работ отдела организации и обеспечения безопасности дорожного движения комитета на 2017 год выполнение работ по модернизации светофорных объектов планируется выполнить в текущем году.
Считает, что решением суда установлены не разумные сроки для обустройства пешеходных переходов через улицу Юго-Западный обход и улицу Приозерная; "модернизации" светофорного объекта.
Ввиду отсутствия денежных средств на установку на регулируемом перекрестке удерживающих пешеходных ограждений (Юго-Западный обход, улица Приозерная) в связи с дефицитом бюджета, для выполнения указанных работ необходимо будет предусмотреть финансовые средства в бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год, которые должны быть утверждены в установленном Положением о бюджетном процессе в городе Ставрополе порядке. Решение о бюджете города на очередной финансовый год вступает в силу с 01 января очередного финансового года и планового периода.
При определении срока выполнения работ необходимо также учитывать положения Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым необходимо осуществить действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципального контракта на выполнение указанных работ.
Процедура размещения заказа и, как следствие, заключение соответствующих муниципальных контрактов требует длительных сроков в силу положения указанного закона, при несоблюдении которого применяются меры административной ответственности, а размещение заказа может быть признано недействительным.
В апелляционной жалобе с дополнениями к ней руководитель комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Костюков В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Указывает, что в нарушение пункта 3 части 4 статьи 180 КАС РФ в решении суда не указаны доводы, в соответствии с которыми суд отверг доказательства, представленные Комитетом финансов, в том числе о том, что: комитет городского хозяйства является ненадлежащим ответчиком, поскольку работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения осуществляются администрациями районов города Ставрополя (п.1, п. 2 Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 05 августа 2016 года N 1814. Положение о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденное постановлением администрации города Ставрополя от 22 октября 2012 года N 3314, на которое ссылался административный истец и которое положено в основу решения суда, утратило силу в связи с принятием постановления главы города Ставрополя от 15 января 2014 года N 79 "Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя". Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, возложение на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.ст. 28, 31, 33, 65, 69, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения суда не применены законы, подлежащие применению, а именно: закон Ставропольского края от 04 октября 2004 года N 88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района", которым город Ставрополь наделен статусом городского округа; не учтены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые регулируют бюджетные полномочия всех муниципальных образований.
Исполнение решения суда потребует выделения дополнительных средств из бюджета города Ставрополя.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система в нашей стране основана на нескольких принципах, в том числе на принципах сбалансированности и самостоятельности бюджета.
Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При этом, при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) означает право и обязанность местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующего бюджета и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Формирование расходов бюджета города Ставрополя ежегодно осуществляется, исходя из возможностей доходной части бюджета и допустимого размера дефицита.
При этом, необходимость и целесообразность выполнения каждого мероприятия при решении вопросов местного значения оценивается, как при составлении проекта бюджета (отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Ставрополя), так и при его принятии (соответствующими комитетами Ставропольской городской Думы, контрольно-счетной палатой города Ставрополя, специально создаваемыми из представителей администрации города Ставрополя и Ставропольской городской Думы, согласительными комиссиями, прокуратурой города Ставрополя, населением города Ставрополя при проведении публичных слушаний по проекту бюджета). Окончательное решение принимается депутатами на заседании Ставропольской городской Думы. Реализация решения суда повлечет сокращение бюджетных расходов по иным, приоритетным направлениям.
Статьей 69 БК РФ прямо определено, что к бюджетным ассигнованиям относятся только ассигнования, необходимые на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Также при вынесении решения судом применены нормы, не подлежащие применению: часть 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая автомобильные дороги, которые должны быть отнесены к собственности поселений (а не городских округов, к которым относится город Ставрополь);
статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающая вопросы местного значения городских поселений (а не городских округов, к которым относится город Ставрополь); Приказ Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", поскольку он утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Однако, как следует из всего вышеуказанного, при вынесении решения судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для административного дела; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Кроме того, судом первой инстанции не применены законы, подлежащие применению, и применены законы, не подлежащие применению.
Указанные обстоятельства в соответствии со статьей 310 КАС РФ по мнению руководителя комитета являются основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Представители комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя, ОГИБДД УМВД России по городу Ставроплю в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнения к апелляционной жалобе, выслушав представителя комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Колодезную Е.С., поддержавшую апелляционную жалобу с дополнениями к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 40 КАС РФ государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиков каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Согласно требованиям статьи 187 КАС Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
Требования к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регламентированы Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.
Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом, к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ (ред. от 07 февраля 2017 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных- дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из части 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статья 21 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании пункта 2.1.5 Положения о комитете, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 15 января 2014 года N 79 "Об утверждении положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя" на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя возложены обязанности по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя; п. 3.1.33 - осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя, а именно: элементов озеленения, имеющих защитное значение, заборов, устройств, предназначенных для защиты автомобильных дорог общего пользования от снежных лавин, шумозащитных и ветрозащитных устройств; сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения (зимники, мосты, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); искусственных неровностей на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Ставрополя, указанных в приложении к Порядку, остановочных пунктов, пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, пунктов взимания платы, стоянок (парковок) транспортных средств, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя и искусственных дорожных сооружений и ограждений; п. 3.1.34 - осуществление деятельности по проектированию, строительству, капитальному ремонту дорожных ограждений автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя; п. 3.1.35 - осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию технических средств организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя, а именно дорожных знаков, светофоров, линий горизонтальной дорожной разметки и других устройств для регулирования дорожного движения, объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя.
Согласно пункту 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года N 160 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Таким образом, на органы местного самоуправления законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Пункты 7 и 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, устанавливающего правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сотрудниками дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, возложенного на ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и пунктом "а" статьи 11 Положения о Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в районе пересечения улицы Юго-Западный обход и улицы Приозерная города Ставрополя, угрожающий безопасности дорожного движения, а именно в 2015 году на улице Юго - Западный обход города Ставрополя (в районе пересечения с улицей Приозерная) обустроена остановка общественного транспорта, к которой до настоящего времени безопасно подойти невозможно, ввиду отсутствия безопасных пешеходных связей.
Также, в настоящее время на пересечении улиц Юго - Западный обход - Приозерная города Ставрополя для перехода через улицу Юго- Западный обход имеются пешеходные подходы, однако пешеходные переходы через улицу Юго - Западный обход (в районе пересечения с ул. Приозерная), а также через улицу Приозерная отсутствуют.
Согласно п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. Согласно утвержденного проекта организации дорожного движения, длина ул. Юго - Западный обход до пересечения с ул. Приозерная составляет 694 м. Следовательно пешеходных переходов должно быть как минимум 2, однако имеется только 1 и то на участке дороги в районе дома N 482/1 по улице Ленина Кроме того, пешеходный переход в районе пересечения с ул. Приозерная, предусмотрен утвержденным проектом организации дорожного движения.
Кроме того. выявлено отсутствие на регулируемом перекрестке удерживающих пешеходных ограждений, что противоречит нормативным требованиям п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004"Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" - 8.1.27 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН. Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: - перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
12 января 2016 года в адрес главы администрации города Ставрополя направлялось представление об устранении выявленных недостатков УДС на улицах Юго- Западный обход и Приозерная города Ставрополя.
23 августа 2016 года в адрес главы администрации города Ставрополя направлялось представление об устранении выявленных недостатков УДС на улицах Юго- Западный обход и Приозерная города Ставрополя.
Письмом от 28 сентября 2016 года первый заместитель главы администрации города Ставрополя сообщил о том, что в связи с дефицитом бюджетных средств мероприятия по модернизации светофорного объекта будут выполнены в первом полугодии 2017 года.
Таким образом, отсутствие указанных технических средств и приспособлений, а также необходимость их установки административным ответчиком не оспаривается.
30 сентября 2016 года инспектором ОГИБДД управления МВД России по городу Ставрополю в адрес комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несмотря на принимаемые меры ОГИБДД, улично-дорожная сеть на вышеуказанном участке дороги продолжает не соответствовать нормативным требованиям по условиям безопасности дорожного движения.
Согласно плану работ, утвержденному заместителем главы администрации города Ставрополя Савельевым С.А. на модернизацию светофорных объектов выделено 2000 000 рублей, срок выполнения установлен в течение 2017 года.
Не установка данных технических средств регулирования дорожного движения создает возможность систематического нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения.
Доводы административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на данные цели не являются основанием для освобождения от выполнения обязанностей установленных законом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.