Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Федотовой Н.П., Бритвич Ю.С.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
11 июля 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи" удовлетворить.
Признать незаконным предписание государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области N"данные изъяты" от 06.12.2016 года.
Взыскать с Государственной инспекции труда в Ярославской области в пользу государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи" в счет возмещения расходов по оплате госпошлины 6 000 руб.".
По делу установлено:
Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи" обратилось в суд с указанным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующее.
06.12.2016 года государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области "данные изъяты" вынесено предписание N"данные изъяты" об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором содержится требование в соответствии со ст. 147 Трудового Кодекса РФ начислить и произвести "данные изъяты" дополнительную выплату за работу во вредных условиях труда за 2015 - 2016 гг.
Истец полагает, что данное предписание является незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы.
По мнению истца, в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства. В соответствии с Конвенцией MOТ N81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1974 года ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции. Кроме того, предписание вынесено за пределами установленного годичного срока (ч.2 ст.392 ГК РФ), в течение которого работник имеет возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Учитывая изложенное, истец просит признать незаконным предписание государственного инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции груда в Ярославской области N"данные изъяты" от 06.12.2016 года; взыскать с ответчика в пользу ГУЗ ЯО "ССМП" в счет возмещения расходов по оплате госпошлины 6 000 рублей.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание государственного инспектора труда является незаконным, т.к. в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор между работником и работодателем, а обжалуемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и закону - п.4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, ст.ст.356,357,360 ТК РФ.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее Положение), предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Согласно п.13 Положения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Аналогичные права закреплены в ст.357 ТК РФ.
В силу ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
На основании ст.360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Из совокупного анализа указанных норм следует, что государственный инспектор труда имеет право, в случае обращения работника в государственную инспекцию труда с заявлением о нарушении работодателем его трудовых прав, проводить внеплановую проверку работодателя, по результатам которой, в случае выявления нарушений трудового законодательства, выдавать обязательные для работодателя предписания об устранении нарушения трудовых прав работника, в том числе, касающихся выплаты заработной платы.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты". работает в ГУЗ ЯО "Станция скорой медицинской помощи" в должности фельдшера выездной бригады с 12.01.2007 г.
По заявлению "данные изъяты"., Государственной инспекцией труда в Ярославской области была проведена внеплановая проверка ГУЗ ЯО "Станция скорой медицинской помощи" по вопросу соблюдения трудового законодательства в отношении указанного работника. 06.12.2016 года И.о. главного врача ГУЗ ЯО "Станция скорой помощи" "данные изъяты" Государственной инспекцией труда выдано предписание N"данные изъяты", согласно которого в срок до 20.01.2017 года в соответствии со ст.147 ТК РФ начислить и произвести "данные изъяты" дополнительную выплату за работу во вредных условиях труда за 2015-2016 г.г.
Таким образом, при проведении проверки, государственным инспектором труда были выявлены нарушения работодателем норм Трудового кодекса РФ и выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Указанные действия и решение государственного инспектора труда соответствуют закону.
Выводы суда о наличии между "данные изъяты" и ГУЗ ЯО "Станция скорой медицинской помощи" индивидуального трудового спора, который не уполномочена разрешать Государственная инспекция труда, являются несостоятельными.
В силу ч.1 ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки государственной инспекцией труда и выдачи оспариваемого предписания, какого-либо индивидуального трудового спора, между работником и работодателем, о котором было бы заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, не имелось.
Вместе с тем, доводы административного истца о том, что предписание вынесено за пределами установленного законом срока (ст.392 ГК РФ), в течение которого работник имеет возможность обратиться в суд с требованием о взыскании дополнительных выплат к заработной плате, заслуживают внимания.
Государственная инспекция труда, при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником, Трудовым кодексом РФ установлены соответствующие сроки. Таким образом, действуя в интересах работника, государственный инспектор труда должен учитывать установленные законом сроки для обращения в суд.
В соответствии со ст.392 ТК РФ, в редакции вступившей в силу с 03.10.2016 года, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В редакции данной нормы, действовавшей до 03.10.2016 года, указанный срок обращения в суд был равен трем месяцам.
Таким образом, учитывая, что выплата заработной платы "данные изъяты"., производилась ежемесячно 4 числа месяца (следующего за отработанным) (п.4.3 Трудового договора), то о нарушении своего права на получение доплаты за вредные условия труда за отработанный месяц, "данные изъяты" было известно 4 числа следующего месяца. Срок по каждому ежемесячному нарушению исчисляется самостоятельно. На 03.10.2016 года (дата изменения закона), "данные изъяты" было известно о нарушении его прав на получение дополнительных выплат за август 2016 г., июль 2016 года и июнь 2016 года.
При таких обстоятельствах, срок на обращение в суд был бы пропущен "данные изъяты" за период с 2015 по май 2016 года включительно.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание государственного инспектора труда является незаконным в части требования произвести дополнительные выплаты "данные изъяты" за период с 2015 г. по май 2016 года включительно.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным предписание государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области N"данные изъяты" от 06.12.2016 года в части установления периода с 2015 года по май 2016 года включительно, за который подлежат начислению и выплата "данные изъяты" дополнительные выплаты за вредные условия труда.
В остальной части исковое заявление Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи" оставить без удовлетворения.
Отменить меры по обеспечению иска, принятые Кировским районным судом г. Ярославля по определению от 19.01.2017 года, в виде приостановления действия предписания Государственной инспекции труда в Ярославской области N "данные изъяты" от 06.12.2016 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.