Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Волковой Я.Ю..,
судей Лузянина В.Н., Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Фильчакова Сергея Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о зачете времени работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе представителя истца на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 17.04.2017,
заслушав доклад судьи Федина К.А., представителя истца Сальникова С.А. (доверенность N 66АА3588284), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фильчаков С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области (далее - ГУ УПФ РФ) о зачете времени работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
В обоснование иска указал, что 03.03.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 342245/16 от 18.03.2016 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого для назначения такой пенсии педагогического стажа 25 лет, в педагогический стаж зачтены периоды в общей сложности 09 лет 6 месяцев 18 дней.
При этом ответчиком в специальный страховой стаж истца не включены периоды:
с 01.09.1979 по 30.11.1980, с 02.12.1982 по 12.12.1982 - время обучения в Орском музыкальном училище;
с 13.12.82 по 22.06.1983 в должности преподавателя в Новотроицкой детской музыкальной школы;
с 25.07.1983 по 20.06.1984, с 12.06.1986 по 14.10.1988 - обучение на очном отделении в Уральской государственной консерватории им. И.П. Мусорского;
с 30.06.1984 по 04.05.1986 - служба по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР;
с 01.01.1992 по 15.11.1994 в должности педагога в Детской музыкальной школы;
с 05.01.2001 по 31.08.2007 в должности педагога дополнительного образования МОУ "Школа-интернат N 53" среднего (полного) общего образования, муниципальной общеобразовательной школы-интерната "Школа - интернат N 53" среднего (полного) общего образования;
с 01.09.2007 по 03.03.2016 в должности преподавателя в МОУ ДОД "Детская школа искусств".
Оспаривая законность вышеуказанного решения, истец просит обязать ответчика включить оспариваемые периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, назначить ему пенсию с даты обращения, то есть с 03.03.2016.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 17.04.2017 исковые требования Фильчакова С.И. удовлетворены частично.
Суд обязал ответчика зачесть в специальный страховой стаж Фильчакова С.И., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 13.12.1983 по 22.06.1984 в должности преподавателя Новотроицкой детской музыкальной школы, с 01.01.1992 по 28.02.1994 и с 05.03.1994 по 15.11.1994 в должности педагога Детской музыкальной школы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п.п. 19 п. 1, п. 2 ст. 27).
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.03.2016 Фильчаков С.И. обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новоуральске Свердловской области N 342245/16 от 18.03.2016 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку им не выработан необходимый стаж. Стаж на соответствующих видах работ (СВР) в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 09 лет 06 месяцев 18 дней.
Ответчиком не включены следующие периоды:
с 01.09.1979 по 30.11.1980, с 02.12.1982 по 12.12.1982 - время обучения в Орском музыкальном училище;
с 13.12.82 по 22.06.1983 в должности преподавателя в Новотроицкой детской музыкальной школы;
с 25.07.1983 по 20.06.1984, с 12.06.1986 по 14.10.1988 - обучение на очном отделении в Уральской государственной консерватории им. И.П. Мусорского;
с 30.06.1984 по 04.05.1986 - служба по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР;
с 01.01.1992 по 15.11.1994 в должности педагога в Детской музыкальной школы;
с 05.01.2001 по 31.08.2007 в должности педагога дополнительного образования МОУ "Школа-интернат N 53" среднего (полного) общего образования, муниципальной общеобразовательной школы-интерната "Школа - интернат N 53" среднего (полного) общего образования;
с 01.09.2007 по 03.03.2016 в должности преподавателя в МОУ ДОД "Детская школа искусств".
Отказывая Фильчакову С.И. во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов с 01.09.1979 по 30.11.1980, с 02.12.1982 по 12.12.1982 - обучение в Орском музыкальном училище, суд первой инстанции исходил из того, что до поступления в училище истец педагогическую деятельность не осуществлял, на момент обращения в пенсионный орган педагогический стаж, учтенный при назначении пенсии, составляет менее 16 лет. 8 месяцев.
Относительно периодов обучения с 25.07.1983 по 20.06.1984, с 12.06.1986 по 14.10.1988 на очном отделении в Уральской государственной консерватории им. И.П. Мусорского, а также службы в составе Вооруженных сил СССР с 30.06.1984 по 04.05.1986 указал, что 25.07.1983 Фильчаков С.И. был зачислен в Уральскую государственную консерваторию им. И.П. Мусорского, с 30.06.1984 по 04.05.1986 проходил службу в Советской Армии; с 12.06.1986 по 14.10.1988 продолжил обучение на очном отделении, приказом N 160 от 14.10.1988 переведен на заочное отделение, 09.04.1990 отчислен за академическую неуспеваемость, приказом от 07.05.1991 Фильчаков С.И. допущен до сдачи государственных экзаменов, 01.07.1991 окончил полный курс консерватории с присвоением квалификации "преподаватель", а поскольку на момент обращения истца в Управление с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости условие о наличии у него не менее 2/3 специального стажа выполнено не было, не усмотрел оснований для включения в специальный стаж периодов обучения.
Что касается периода работы с 05.01.2001 по 31.08.2007 в должности педагога дополнительного образования МОУ "Школа-интернат N 53" среднего (полного) общего образования, муниципальной общеобразовательной школы-интерната "Школа - интернат N 53" среднего (полного) общего образования, суд пришел к выводу, что наименование должности "педагог дополнительного образования" не предусмотрено для общеобразовательных учреждений, к которым относится общеобразовательная школа-интернат N 53, кроме того, на 01.01.2001 не выработан стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно подп. "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действовавшего в спорный период), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с п. 2 данного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Вместе с тем пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что указанный период засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из буквального толкования абз. 5 п. 2 Положения, приведенного выше, следует, что включению в педагогический стаж подлежит время обучения в институте, при одновременном соблюдении следующих условий: если времени обучения непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
В силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781), работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство РФ в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности при наличии определенных условий. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривалось включение в специальный стаж для назначения пенсии по старости досрочно работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей без каких-либо ограничений. Ограничение на включение в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, работы в должности педагога дополнительного образования (включается только при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000) впервые введено Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067".
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения спорных периодов в специальный стаж.
С учетом продолжительности периодов, подлежащих включению в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, на дату обращения истца в пенсионный орган, то есть на 03.03.2016, соответствующий стаж составил менее 25 лет, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению Фильчакову С.И. досрочной пенсии, до возникновения у неё права на пенсионное обеспечение, не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия полагает, что довод жалобы о не взыскании госпошлины заслуживает внимания, поскольку судом разрешались требования нематериального характера, при подаче иска Фильчаков С.И. оплатил госпошлину в размере 300 рублей, поэтому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда первой инстанции в целом является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 17.04.2017 изменить в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины.
Дополнительно взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области в пользу Фильчакова Сергея Ивановича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 17.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья: В.Н. Лузянин
К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.