Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Незамееве Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-292/2017
по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Прокатмонтаж"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Подмарьковой А.Д., действующей на основании доверенности от 30 июня 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился,
установил:
открытое акционерное общество "Прокатмонтаж" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 10 августа 2013 года и 01 января 2015 года, соответственно.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчет об оценке от 07 декабря 2016 года N 0712201601/А (далее - Отчет), составленный ( / / )7 подтвержденный положительным экспертным заключением от 31 января 2017 года N 49/02-17 Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков".
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, которые могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, и её размер.
Сообщил о внесении 27 января 2014 года и 24 октября 2015 года, соответственно, в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости спорных земельных участков по результатам очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца, который требование о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N поддержал; просил суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости определенной в заключениях комиссии экспертов от 15 июня 2017года.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле, после возобновления производства по делу определением суда от 24 июля 2017года.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключения комиссии экспертов от 15 июня 2017года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По материалам настоящего административного дела судом установлено следующее.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 20681 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная база (здание производственного корпуса, лит. А, Б), расположенного по адресу: Свердловская ... ; а также земельного участка с кадастровым номером N, площадью 14685 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: Свердловская ...
По состоянию на 10 августа 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20 декабря 2013 года N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" в размере 15484304, 55 руб.
По состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" в размере 17608837, 45 руб.
При обращении в суд административный истец ссылался в обоснование своих требований на Отчет, составленный индивидуальным предпринимателем ( / / )3
Как видно из представленного Отчёта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 10 августа 2013 года определена в размере 7842084 руб.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 7450537 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком Отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 10 мая 2017 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 10 августа 2013 года и 01 января 2015 года, соответственно, проведение которой было поручено экспертам ООО "Областной центр оценки" ( / / )5 и ( / / )4
Из заключения комиссии экспертов от 15 июня 2017года N 418-17/Э-1 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 10 августа 2013 года составила 7973955 руб.
Из заключения комиссии экспертов от 15 июня 2017года N 418-17/Э-2 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года составила 8396486 руб.
Представитель административного истца согласился с выводами судебной экспертизы, посчитав, заключения комиссии экспертов от 15 июня 2017 года объективными и достоверными, в связи с чем просил суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, как это определено в заключениях комиссии экспертов от 15 июня 2017 года.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения комиссии экспертов от 15 июня 2017 года, суд приходит к выводу о том, что экспертами не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Анализ заключений комиссии экспертов свидетельствует о том, что они соответствуют требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В частности, в заключениях комиссии экспертов содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об экспертах (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которым было поручено проведение экспертизы.
Эксперты ( / / )5 и ( / / )4 предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Помимо этого, заключения комиссии экспертов содержа все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.
Приведенные в заключениях комиссии экспертов выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение экспертов относительно рыночной стоимости земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Правильность заключений комиссии экспертов, отвечающих требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками и заинтересованным лицом, имеющими возможность заблаговременно ознакомиться с заключениями комиссии экспертов от 15 июня 2017 года, не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключений комиссии экспертов, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключения комиссии экспертов от 15 июня 2017 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает их как надлежащие доказательства, подтверждающее достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N которые могут быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 7 973955 руб. по состоянию на 10 августа 2013 года;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 8 396486 руб. по состоянию на 01 января 2015 года
В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, является 24 октября 2015 года для земельного участка с кадастровым номером. N
Датой внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, является 27 января 2014 года для земельного участка с кадастровым номером. N
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области - 21 декабря 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, в связи с чем, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного искового заявления в первой инстанции Свердловского областного суда подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Прокатмонтаж" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 20681 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 8396486 (восемь миллионов триста девяносто шесть тысяч четыреста восемьдесят шесть) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 14685 кв.м., расположенного по адресу: ... в размере рыночной стоимости 7973955 (семь миллионов девятьсот семьдесят три тысячи девятьсот пятьдесят пять) руб. по состоянию на 10августа2013года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N считать 21декабря2016года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 26 июля 2017 года.
Председательствующий
С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.