Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Незамееве Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-332/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРМАГ"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Управления муниципальным имуществом Администрации городского округа Среднеуральск
об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Быковой Д.А., действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился;
-представитель Управления муниципальным имуществом администрации городского округа Среднеуральск неявился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АРМАГ" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, равной их рыночной стоимости по состоянию 01 января 2015 года.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, установленной Отчетом об оценке от 30июня2016года N 155-16/1 (далее - Отчет), составленным ООО "Консалтинг Групп", нарушает права административного истца, являющегося собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N и арендатором земельного участка с кадастровым номером N, поскольку расчет земельного налога и арендной платы осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N и её размер.
Сообщил о внесении 24 октября 2015 года в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N по результатам очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель административного истца требование о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N поддержал; просил суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости определенной в заключениях эксперта от 29 июня 2017года.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление муниципальным имуществом Администрации городского округа Среднеуральск, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 24 июля 2017года.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключения эксперта от 29 июня 2017года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости.
Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24. 18 Федерального закона N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По материалам административного дела судом установлено следующее.
Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
-N, общая площадь - 3024кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объекта торговли, расположенного по адресу: ... что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права66АЖ 691923 от 24сентября2014года;
-N общая площадь - 6196кв.м, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для эксплуатации магазина, расположенного по адресу: ... , что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права 66АД 021761 от 05марта2010года.
Также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь - 5145кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - офисно-торговое здание, расположенного по адресу: ... , в подтверждении чего представлены нотариально заверенная копия договора аренды земельного участка от 18 января 2013 года N38-Т, а также соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 05 июня 2013 года.
В силу статьи 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области сформирован по состоянию на 01января2015года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015года N2588.
По состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость:
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 10090459, 61руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 36608508, 36 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 22863814, 05 руб.
Поскольку административный истец является собственником и арендатором объектов недвижимости, соответственно размер кадастровой стоимости земельных участков влияет на величину, как налоговых платежей, так и на величину арендной платы, подлежащих уплате в местный бюджет
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты в суде.
Для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
В подтверждение факта обращения в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N административный истец представил суду решение Комиссии от 21 сентября 2016 года об отклонении его заявления от 26 августа 2016 года.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
При обращении в суд административный истец ссылался в обоснование своих требований на Отчет, подтвержденный положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "СВОД".
Как видно из Отчета, рыночная стоимость объектов оценки определена оценщиком по состоянию на 01января2015года:
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 252800руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 14212000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 10788000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-Фз итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком Отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 02 июня 2017 года производство по административному делу было приостановлено в связи назначением судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки" ( / / )3
Согласно заключениям эксперта N 487-17/Э-1, N 487-17/Э-2, N 487-17/Э-3 от 29 июня 2017года по состоянию на 01 января 2015 года:
- рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 13366710 руб.,
- рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 15613920 руб.,
- рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 3341520 руб.
Представитель административного истца согласился с выводами судебной экспертизы, посчитав заключения эксперта ( / / )3 от 29 июня 2017 года объективными и достоверными, в связи с чем, просил суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости как это определено в заключениях эксперта.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения эксперта от 29 июня 2017 года, суд приходит к выводу о том, что экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Анализ заключений эксперта от 29 июня 2017 года свидетельствует о том, что они соответствуют требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В частности, в заключениях эксперта от 29 июня 2017 года содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которому было поручено проведение экспертизы.
Эксперт ( / / )3 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Помимо этого, заключения эксперта от 29 июня 2017 года содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков.
Приведенные в заключениях эксперта от 29 июня 2017 года выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Правильность заключений эксперта от 29 июня 2017 года, отвечающих требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками и заинтересованными лицами, имеющими возможность заблаговременно ознакомиться с заключениями, не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключений эксперта от 29 июня 2017 года, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключения эксперта от 29 июня 2017 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает их как надлежащие доказательства, подтверждающее достоверность указанных в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, которые могут быть положены в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию нам 01 января 2015 года:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 13366710 руб.,
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 5613920 руб.,
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 3341520 руб.
В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N является 24 октября 2015 года
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области - 26 августа 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N в размере их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков размере их рыночной стоимости, в связи с чем, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного искового заявления в суде первой инстанции Свердловского областного суда подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АРМАГ" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью - 3024кв.м., расположенного по адресу: ... в размере рыночной стоимости 3341520 (три миллиона триста сорок одна тысяча пятьсот двадцать) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью - 6196кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 15613920 (пятнадцать миллионов шестьсот тринадцать тысяч девятьсот двадцать) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:62:0105002:86, общей площадью - 5145 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 13366710 (тринадцать миллионов триста шестьдесят шесть тысяч семьсот десять) руб. по состоянию на 01января2015года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N считать 26августа2016года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 26 июля 2017 года.
Председательствующий
С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.