Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев жалобу заведующего Ноябрьским сектором государственного экологического надзора старшего государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Нестерова Ю.А. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа 30 мая 2017 года в отношении юридического лица МБУ "Дворец молодежи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заведующего Ноябрьским сектором государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Нестерова Ю.А. от 20 апреля 2017 года N 191 юридическое лицо муниципальное бюджетное учреждение "Дворец молодежи" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2017 года постановление должностного лица государственного органа от 20 апреля 2017 года в отношении юридического лица МБУ "Дворец молодежи" отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В жалобе, поданной в суд ЯНАО, должностное лицо государственного органа Нестеров Ю.А. считает постановление суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что в действиях юридического лица МБУ "Дворец молодежи" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ, а совершенное административное правонарушение не может являться малозначительным, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды.
В возражениях на жалобу и.о. директора МБУ "Дворец молодежи" Столярова О.В. считает решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 30 мая 2017 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Представитель МБУ "Дворец молодежи", должностное лицо государственного органа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона указанного правонарушения выражена в совершении действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения с отходами.
Субъективную сторону административного правонарушения может характеризовать как умышленность действий виновного лица, так и неосторожность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с п.3 ст.18 вышеназванного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 4, 5, 7 и 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года N 50, установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к Порядку) либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.
Материалами дела установлено, что с 03 марта 2017 года по 31 марта 2017 года должностным лицом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО проведена проверка в отношении МБУ "Дворец молодежи".
Из представленных юридическим лицом документов следует, что в процессе осуществления деятельности учреждения образуются отходы, а именно мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный - 0,9 тонны; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (5 класса опасности) - 0,028 тонны. Факт образования отходов подтвержден визуальным осмотром территории.
Юридическое лицо в нарушение указанных выше норм не имеет утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, выводы судьи о доказанности вины юридического лица МБУ "Дворец молодежи" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вместе с тем выводы суда первой инстанции о применении положений ст.2.9 КоАП РФ и прекращении производства по делу в отношении юридического лица МБУ "Дворец молодежи" в связи с малозначительностью являются верными и соответствуют требованиям закона.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При вынесении решения судом было учтено, что до проведения проверки между МБУ "Дворец молодежи" и ООО "Инновационные технологии" заключен договор на временное накопление отходов; на каждый вид отходов подготовлены паспорта, разработан проект. 27 марта 2017 года в период проводимой должностным лицом проверки проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение был направлен в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Таким образом, юридическим лицом предпринимались меры для выполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, что также было учтено судом при вынесении решения.
Оценивая характер правонарушения, обстоятельства его совершения, а также объем нарушений, выявленных при проверке соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что данное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем указанное правонарушение является малозначительным.
В этой связи, доводы жалобы о необходимости отмены решения судьи в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание.
При рассмотрении жалобы судьей нарушений процессуальных требований, влекущих отмену решения судьи, не допущено.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2017 года по делу об административным правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального бюджетного учреждения "Дворец молодежи" оставить без изменения, жалобу должностного лица государственного органа - без удовлетворения.
Судья С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.