Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко А.А.,
судей областного суда: Зубовой Е.А., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Яковлевой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 июля 2017 года
дело по апелляционной жалобе истца Новиковой Н.Ю. на решение Центрального районного суда города Омска от 12 мая 2017 года, с учетом определения об исправлении описки от 13 июня 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Новиковой Н.Ю. о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерно-техническими сетями отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Новикова Н.Ю. обратилась с иском к Правительству Омской области, Департаменту строительства администрации г. Омска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерно-техническими сетями.
В обоснование заявленных требований указала, что Администрация г. Омска предоставила истцу в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, на основании постановления N " ... "-П от " ... ". Право собственности на предоставленный земельный участок соответствующим образом зарегистрировано за истцом. Считает, что на основании Указа Президента Российской Федерации от " ... " N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", распоряжения Правительства РФ от " ... "N " ... "-р и решения Омского городского Совета от " ... "N " ... " "О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" принадлежащий ей земельный участок должен быть оборудован объектами инженерной инфраструктуры. В нарушение законодательства до настоящего времени земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой. Истцом неоднократно в адрес Администрации г. Омска направлялись письма об обеспечении инженерными коммуникациями земельного участка истца, однако положительного результата нет.
Просит обязать Правительство Омской области, Департамент строительства администрации г. Омска обеспечить инженерной инфраструктурой земельный участок с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, " ... ", принадлежащий истцу на праве собственности.
В судебном заседании истец Новикова Н.Ю. и ее представитель по доверенности Седловская М.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Правительства Омской области Горькова С.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Департамента строительства Администрации г. Омска Дядюн Л.В., действующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Администрации г. Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Новикова Н.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение, указывает, что в решении допущена описка в ее имени. Считает, что выводы суда об отсутствии финансирования несостоятельными. Полагает, выводы суда не опровергают доводов истца. Ссылается на то, что наличие проектов изыскательских работ напрямую свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Правительства Омской области, Администрации г. Омска, Департамента строительства Администрации г. Омска просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (том " ... ").
Проверив материалы дела, заслушав представителей Правительства Омской области - Горькову С.Ю., Департамента строительства Администрации г. Омска - Дядюн Л.В., Администрации г. Омска - Баланова О.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N1119-р был утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей.
Пунктом 3 Комплекса мер предусмотрено внесение в Правительство Российской Федерации проекта Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, в части первоочередного права семей с тремя и более детьми на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, включения мероприятий по возмещению затрат (части затрат) на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей. В качестве ответственных исполнителей определены Минрегион России, Минэкономразвития России, Минфин России (срок исполнения - IV квартал 2012г.).
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1204 в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, внесены изменения, согласно которым пункт 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на развитие жилищного строительства субъектов РФ, был изложен в новой редакции, позволяющей использовать субсидии на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным застройщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Согласно п. 10 Приказа Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" в законах субъектов РФ, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, рекомендуется определить в том числе следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ: организация и обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, а также оказание содействия в подключении жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения за границами данного земельного участка.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 года N 2040-р был утвержден план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. Пунктом 38 плана мероприятий (в первоначальной редакции) предусматривалось строительство объектов инженерной инфраструктуры в г. Омске в период с 2012 - 2016 годов с осуществлением финансирования: из федерального бюджета в объеме " ... ", из бюджета Омской области - " ... ", из бюджета муниципального образования - " ... ", за счет внебюджетных средств - " ... "
Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации г. Омска от " ... "N " ... "-п Новикова Н.Ю. является собственником земельного участка площадью " ... " кв. м от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, " ... ", земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства.
Право собственности Новиковой Н.Ю. на земельный участок по вышеуказанному адресу подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N " ... " от " ... ".
В рамках Указа Губернатора Омской области от " ... "N " ... "Новиковой Н.Ю. была предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома по категории многодетная семья. По условиям Соглашения от " ... ", заключенного между БУ Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" и Застройщиком, были направлены на строительство жилого дома, общей площадью 222,9 кв. м, на указанном земельном участке два транша социальной выплаты в размере " ... " и " ... ". Актом от " ... " подтверждено целевое расходование денежных средств и дано заключение о возможности выдачи третьего транша, предусмотренного Соглашением в размере " ... ".
Администрацией г. Омска в письме от " ... "N " ... " было сообщено, что адресной инвестиционной программой " ... " на плановый период 2014 и 2015 годов не предусмотрено финансирование строительства инженерных коммуникаций к земельным участкам, представленным льготным категориям граждан.
Новиковой Н.Ю. были направлены обращения в ресурсоснабжающие организации АО "Омскэлектро" от " ... " и ОАО "ОмскВодоканал" от " ... " о сроках строительства внеплощадочных сетей к участкам по " ... " для семей, имеющих 3-х и более детей.
Согласно ответа ОАО "ОмскВодоканал" от " ... " за N " ... ", заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ по указанному объекту (срок окончания - октябрь 2016 года). Непосредственно строительство может быть завершено не ранее 2018 года.
Ответом АО "Омскэлектро" от " ... "N " ... " разъяснено, что в 2015 году выполнен монтаж высоковольтных кабельных линий и строительство 2РТП, но объекты не введены в эксплуатацию, так как отсутствует проект межевания и проект планировки земельного участка. Финансирование возможно за счет нетарифных источников (платы за технологическое присоединение или за счет иных инвестиций).
Полагая свои права нарушенными в результате невыполнения органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению принадлежащего ей земельного участка инженерно-техническими сетями, истец обратилась с рассматриваемым иском.
Разрешая спор суд учел, что создание необходимой инфраструктуры планировалось за счет средств всех уровней бюджета, средства из Федерального бюджета за период с 2012 по 2017 год на указанные цели не поступали, из плана мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска строительство инженерной инфраструктуры было исключено, а также, что ответчиками в рамках выделенных средств из областного и городского бюджетов осуществляются все возможные мероприятия по организации снабжения земельных участков инженерной инфраструктурой, ведутся работы по обеспечению электро-, водоснабжением, ресурсоснабжающими организациями планируется строительство сетей электро- и водоснабжения. В связи с чем не нашел оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам.
Из положений ст. ст. 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Действительно, в соответствии с приложением N2 "Объем финансирования "Стимулирование программ развития жилищного строительства Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" к подпрограмме "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (в редакции постановления Правительства РФ от 6 октября 2011 года) на финансирование программы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ" предусматривались субсидии на 2011 - 2015 годы.
Однако постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 года N 923 объемы, а также постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года N 1076 финансирование подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" были изменены и финансирование указанной подпрограммы в 2013 и в 2014 году не планировалось.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2016 года N 1279-р план мероприятий изложен в новой редакции, и мероприятие по строительству объектов инженерной инфраструктуры в городе Омске в период с 2012 - 2016 годов из плана мероприятий исключено.
Согласно ответа Министерства финансов Омской области N " ... " года денежные средства из федерального бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, за период с 2012 по 2016 годы не поступали.
В 2015 году в рамках выделенного финансирования за счет средств областного бюджета и бюджета города Омска была разработана проектная документация объекта "Обеспечение объектами инженерной инфраструктуры кварталов земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, для строительства индивидуальных жилых домов в районе " ... " административном округе г. Омска", которая " ... " получила положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в котором указаны источники финансирования: муниципальный бюджет, бюджет Омской области, бюджет Российской Федерации, что подтверждается муниципальными контрактами на выполнение проектно-изыскательских работ, государственной экспертизой проектной документации, проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недостаточном финансировании работ по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры кварталов земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, где расположен и земельный участок истца. В связи с чем довод жалобы об обратном полежит отклонению, как противоречащий доказательствам, представленным в материалы дела.
Ссылка в жалобе на то, что судом не принято во внимание письмо прокурора Омской области Спиридонова А.П. направленное в адрес губернатора Омской области Назарова В.И., как свидетельство выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства, не может повлечь отмену постановленного решения суда, поскольку основана на неверном толковании норм права.
В письме прокурора Омской области Спиридонова А.П. от " ... " исх. " ... " направленном в адрес губернатора Омской области Назарова В.И. прокурор просит рассмотреть в установленном порядке вопрос о возможности выделения денежных средств на строительство объектов инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, в том числе в рамках участия в федеральной целевой программе "Жилище", поскольку в Законе Омской области N 1939-ОЗ от 28.12.2016 года "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 218 и 2019 годов" средства на строительство инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, не предусмотрены.
Из содержания письма следует, что оно носит рекомендательный характер и не является актом прокурорского реагирования в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", т.к. не содержит в себе положений, подлежащих обязательном исполнению, и не влечет наступления негативных последствий в случае его неисполнения.
В ответе губернатора Омской области Назарова В.И. N исх. " ... " от " ... " разъяснено, что в областном бюджете на 2017 год не предусмотрены средства на строительство объектов инженерной инфраструктуры, но в рамках Инвестиционной программы филиала ПАО МРСК "Сибири" - "Омскэнерго" выполнено строительство линий электропередач в районе " ... ", в рамках Инвестиционной программы АО "Омскэнерго" выполнено строительство 2РТП и проведен кабель по " ... " и " ... " исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 600 возможность финансирования мероприятий по строительству инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, будет рассмотрена в течении следующего финансового года с учетом возможностей областного бюджета.
Ссылка в жалобе на то, что обязанность ответчиков по обеспечению инженерно-техническими сетями земельных участков подтверждается муниципальными контрактами на выполнение проектно-изыскательских работ по " ... ", не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку отказ в удовлетворении исковых требований вызван отсутствием финансирования данных программ, реализация которых возможна в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ и не может подменяться судебным решением.
Указание в жалобе на описку в имени истца, допущенную в резолютивной части решения, судебная коллегия во внимание не принимает в связи с исправлением описки определением Центрального районного суда г. Омска от 13.06.2017 года.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 12 мая 2017 года, с учетом определения об исправлении описки от 13 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.