Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Босси Н.А.,
судей: Дрокиной С.Г., Бучневой О.А.,
при секретаре Теткиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июля 2017 г. гражданское дело по иску Горбуновой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - правлению пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж и возложении обязанности по перерасчету пенсии,
по апелляционной жалобе Горбуновой Татьяны Владимировны на решение Сампурского районного суда Тамбовской области от 13 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
установила:
Горбунова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области о включении в страховой стаж периоды работы в качестве члена КФХ "Путь" с 13.04.1991 г. по 31.12.1991 г. и с 01.01.1995 г. по
21.12.1999 г., возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 08.01.2015 года.
07.03.2017 г. Горбунова Т.В. дополнила исковые требования и просит включить в стаж работы период с 01.04.2000 г. по 03.10.2001 г.
В обоснование иска указала, что согласно решению ГУ-УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области Горбуновой Т.В. была установлена страховая пенсия по старости с 08.01.2015 г. в соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". При расчете пенсии были исключены спорные периоды работы, в указанные периоды истец являлась членом крестьянского (фермерского) хозяйства.
В августе 2016 года истица обращалась в пенсионный фонд с заявлением о включении спорных периодов в трудовой стаж, но ей было отказано, так как в указанный период работодатель не производил отчисления.
Решением Сампурского районного суда Тамбовской области от 13 апреля 2017 года Горбуновой Татьяне Владимировне в удовлетворении исковых требований отказано.
Горбуновой Т.В. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда.
В доводах жалобы автор указывает, что при рассмотрении данного гражданского дела и вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены или изменения решения суда.
Горбунова Т.В., заявляя исковые требования указывала спорный период работы членом КФХ " Путь" с 13.04.1991 по 03.10.2001 г.г. Данные требования регулировались Законом РСФСР " О Крестьянском Фермерском хозяйстве" от 22.11.1990 года N 348-1, названный Закон не был применен судом, что является нарушением.
Суд ссылается в решении на Федеральный Закон от 11.06.2003 года N74 "О крестьянском фермерском хозяйстве" и Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", которые не подлежат применению.
Представленные истцом доказательства не были приняты судом во внимание, им не была дана надлежащая оценка.
В возражениях ГУ УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области просит решение Сампурского районного суда Тамбовской области от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу Горбуновой Т.В. без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный период не может быть включен в общий трудовой стаж истца в связи с отсутствием сведений об уплате за члена КФХ Горбунову Т.В. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из ч.2 ст.14 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пунктом 15 главы 3 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N555, время работы главы крестьянского хозяйства, а также членов крестьянского хозяйства, включается в страховой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ является обязательным условием для зачета в общий стаж работы, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года N1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малолетних народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ", крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года.
Сведения о доходе от указанной деятельности предоставляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда.
Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 года N556-1, в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20,6% по отношению к начисленной заработной плате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры, в размере 5% их дохода; работающие граждане - в размере 1% заработка.
Согласно пункту 2 данного Порядка, члены КХ (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР N308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР" от 04.06.1991 г., страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года.
В силу п. 3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст.257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, а плоды, продукция и доходы, полученные в результат деятельности КФХ, являются общим имуществом членов КФХ и используются по соглашению между ними.
Следовательно, имея одинаковые имущественные права и вместе отвечая за финансовый результат крестьянского хозяйства - член и глава КФХ имеют и одинаковые права на пенсионное обеспечение.
Спорный период работы истца приходился на время действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01 января 2002 года), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (ст.8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (ст.89).
Действующее в спорный период законодательство, в частности Закон N348-1, Закон N 207-ФЗ, постановление Правительства РФ N1020, наделяя крестьянское (фермерское) хозяйство правами юридического лица, содержало различные подходы к уплате взносов на обязательное социальное страхование по отношению к наемным работникам и членам крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе его главе. При этом уплату страховых взносов за наемных работников осуществляло крестьянское (фермерское) хозяйство, а главы и члены крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляли уплату страховых взносов самостоятельно.
Ссылка представителя истца на то обстоятельство, что в спорный период КФХ не имело дохода и было освобождено от уплаты налогов, не могут быть приняты во внимание. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов.
Причины, по которым не уплачивались страховые взносы, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж истца.
Что касается довода жалобы со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации о том, что неуплата страховых взносов за определенные периоды работы не является основанием для отказа во включении в трудовой стаж таких периодов работы, то он является необоснованным.
Действительно, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.07.2007 г. N 9-п, неуплата страховых взносов за определенные периоды работы не является основанием для отказа во включении в трудовой стаж таких периодов работы.
Однако, в определении от 04.12.2007 г. N 950-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данное правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.
Поскольку в указанные периоды между Горбуновой Т.В. и КФХ не было трудового договора, между ними не было отношений как между работодателем и работником, соответственно правовых оснований для включения спорных периодов в стаж и перерасчете пенсии не имеется.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Ссылка в жалобе о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемого решения, так как согласно положениям ст.ст.56, 59, 60, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства, имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сампурского районного суда Тамбовской области от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбуновой Татьяны Владимировны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.