Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Дрокиной С.Г., Юдиной И.С.,
при секретаре Теткиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2017 г. гражданское дело по иску Щаклина Алексея Игоревича к Военному комиссариату Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовского района, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании участником боевых действий,
по апелляционной жалобе Щаклина Алексея Игоревича на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 03 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
установила:
Щаклин А.И. является военнослужащим, уволенным в запас. В
период прохождения военной службы с 09.03.1997г. по 14.03.1997г. был направлен в качестве старшего оперативной группы технического состава в Таджикистан для организации работ по демонтажу, транспортировке и эвакуации самолета СУ-25 с боевыми повреждениями на территорию России.
Щаклин А.И., считая, что нахождение в зоне вооруженного конфликта является основанием для признания участником боевых действий, просил установить факт участия в боевых действиях и возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий. В обоснование также указал, что неоднократно подвергался обстрелам, укрывался в защитных укрытиях, оборудованных около стоянки самолета. Поставленная ему боевая задача выполнена, самолет доставлен в Россию. Пребывание на территории Таджикистана исчислена как 3 дня за один день службы.
Считает, что в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" направлялся в Таджикистан для выполнения боевых задач, что является основанием для признания его участником боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий для установления льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 03 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований Щаклина А.И. к Военному комиссариату Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовского района, комиссии западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании участником боевых действий отказано.
Щаклиным А.И. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда. Считает указанное решение суда необоснованным, подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Доводы жалобы аналогичны основаниям иска, изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Таджикистан, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.01.1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, Порядок).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных категорий лиц, названных в ст.3 Федерального закона "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления.
Кроме того, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, об увечье и другие документы).
В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Названные выше средства доказывания распространяются также и для подтверждения выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан (п.9 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 в ред.04.03.2016г.).
Между тем документов о непосредственном участии Щаклина А.И. в боевых действиях в Республике Таджикистан, участии в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с 09.03.1997г. по 14.03.1997г. истец выполнял служебные обязанности по эвакуации авиационной техники. Указанные документы не дают оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу и руководствовался вышеприведенными нормами права. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 03 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щаклина Алексея Игоревича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.