Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по СКФО Макаровой А.П. на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО Макаровой А.П. N 16-2947/АР/564-А/8 от 09 марта 2017 года юридическое лицо ОАО "Ритуал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года указанное постановление должностного лица отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Департамент Росприроднадзора по СКФО.
В жалобе представитель Департамента Росприроднадзора по СКФО Макарова А.П. просит решение судьи отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Ритуал" в полном объеме.
В возражениях на жалобу представитель ОАО "Ритуал" Круглов В.И. указывает о необоснованности жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Панахно М.В., поддержавшую доводы жалобы, директора ОАО "Ритуал" Мернова И.И. и представителя ОАО "Ритуал" Круглова В.И., просивших отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.9 КоАП РФ нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по итогам проведения рейдового осмотра 26.12.2016 года установлено, что на территории города-курорта Ессентуки по улице Большевистская, на земельных участках с кадастровыми номерами * обнаружено кладбище с местами захоронения людей. Расстояние от крайних могил до реки составляет 50 и 170 метров. Данные земельные участки имеют разрешенное использование - "для общего пользования", по документам - под кладбище "Франчиха" и расположены в границах 2-й зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения *. Тем самым, ОАО "Ритуал" нарушены: статья 23 Федерального закона "О недрах" N2395-1-ФЗ от 21.02.1992 года; требования "Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", утвержденного Постановлением правительства РФ N1425 от 07.12.1996 года; пункты 1 и 2 "Правил охраны подземных водных объектов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года N94.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании ОАО "Ритуал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Как следует из содержания обжалуемого судебного решения, признавая указанное постановление должностного лица незаконным и необоснованным, судья районного суда верно исходил из того, что в постановлении не указано, какие именно требования и какими действиям ОАО "Ритуал" нарушило указанные законоположения.
Помимо этого, по смыслу статьи 8.9 КоАП РФ, субъектами данного правонарушения являются недропользователи, которые обязаны соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы, правила, регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, вод, лесов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Однако, как установлено, ОАО "Ритуал" недропользователем не является. Собственником земельных участков является муниципальное образование город-курорт Ессентуки. Погребение осуществляется на основании разрешения, выданного УЖКХ г.Ессентуки.
Каких-либо исследований на предмет загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов не проводилось.
Теоретическая возможность загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов в результате деятельности ОАО "Ритуал", как указано в постановлении должностного лица, не является составом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств события правонарушения и что ОАО "Ритуал" является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Кроме того, согласно ч. 1 - 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) названный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) их должностных лиц при проведении проверок, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.
Статья 2 названного закона содержит легальные определения, используемые в нормативно-правовом акте. Так, под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К мероприятиям по контролю относятся, в частности, действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда (п. 5 указанной статьи).
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров обязательным требованиям совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. (п. 6 указанной статьи).
Как видно из материалов дела, 27.02.2017 должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО по итогам проведения рейдового осмотра территории составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Ритуал", за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, исходя из положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО в период с 12.12.2016 года по 26.12.2016 года осуществлялась деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОАО "Ритуал" обязательных требований, установленных законодательством.
Что касается формы государственного контроля (надзора), то суд приходит к выводу о том, что имело место проведение проверки. Так, нарушение требований законодательства, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении, выявлено при проведении рейдового осмотра территории 26.12.2016 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО, то есть в результате проведения мероприятий по контролю, перечень которых изложен в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Между тем в силу требований ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Кроме того, ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Приведенные положения ч. 12 ст. 10, ст. 13.2 названного закона предусматривают, что при выявлении нарушений обязательных требований, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении (составлению протокола об административном правонарушении) предшествует внеплановая проверка.
Процедура проведения внеплановой проверки, в том числе ее согласование с прокуратурой, создает условия для реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем права на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), по итогам проверки составляется акт о проверке, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении, подлежащий вручению проверяемому лицу, кроме того, в ходе проверки реализуются иные предусмотренные законом гарантии прав последнего.
Кроме того, из пункта 7 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, следует, что должностные лица Росприроднадзора, осуществляющие федеральный государственный надзор, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по проведению федерального государственного надзора;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы пользователей недр, проверка которых проводится;
проводить проверки на основании и в строгом соответствии с приказом или распоряжением о проведении проверки в порядке, установленном Регламентом;
не препятствовать пользователям недр присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять пользователям недр или их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, относящиеся к предмету проверки необходимые информацию и документы;
знакомить пользователей недр или их уполномоченных представителей с результатами проверок.
Согласно пункта 8 Административного регламента, пользователи недр при проведении проверки имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора;
обжаловать действия (бездействие) Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, а также их должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав пользователя недр при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, следует, что составление протокола об административном правонарушении и привлечение виновных лиц к административной ответственности предусмотрено только по результатам проведения проверок и оформления их результатов.
Таким образом, вышеприведенные требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Административного регламента должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО выполнены не были, а потому результаты мероприятия по контролю, проведенного на территории города-курорта Ессентуки по улице Большевистская на вышеуказанных земельных участках, на которых расположено кладбище "Франчиха", являются недействительными на основании ст. 20 указанного закона, поскольку получены с грубыми нарушениями.
В силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Поскольку установленная законом процедура выявления нарушений законодательства не была соблюдена, то протокол об административном правонарушении вместе с приложением к нему, фиксирующий выявленное административное правонарушение, не может быть признан допустимыми доказательством по делу об административном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства не образуют совокупность, достаточную для вывода о виновности ОАО "Ритуал" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ. Указанное влечет отмену постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО Макаровой А.П. N 16-2947/АР/564-А/8 от 09 марта 2017 года и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 апреля 2017 года отменить.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по административному делу по ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Ритуал" прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.