Апелляционное определение Московского городского суда от 30 мая 2017 г. N 33-16798/17 Судья Булгакова Е.М. гр.д.33-16798
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Курочкиной О.А., Артюховой Г.М.,
при секретаре Кашковском В.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А. дело по апелляционной жалобе Андриянова А.С. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 июня 2016 года с учетом определения об исправлении описки от 16 февраля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Андриянова АС к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании незаконным отказа в выплате единовременной компенсационной выплаты, обязании произвести выплату отказать.
установила:
Андриянов А.С. обратился в суд с иском к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании незаконным отказа в выплате единовременной компенсационной выплаты, обязании произвести выплату. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с решением Центрального районного суда города Новосибирска по делу N ********от 24.02.2015 за ним было признано право на единовременную компенсационную выплату в размере ****рублей. Однако Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в указанной выплате ему было отказано. Истец просил признать отказ Федерального фонда ОМС незаконным, обязать ответчика произвести перевод невыплаченной части единовременной компенсации.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика, в судебное заседание суда первой инстанции явился, просил в удовлетворении иска отказать, по основания, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Васильеву Т.В., возражавшую против доводов жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца, извещенного о слушании дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 5 ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с 2012 года установлено, что в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2012 году из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования предоставляются иные межбюджетные трансферты в объеме, установленном Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые установлены частями 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 12.1. статьи 51 ФЗ N 326-ФЗ в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 -2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Указанная правовая норма связывает наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты с датой прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и датой обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат, и не предусматривает предоставление единовременной компенсационной выплаты в 2015 году по трудовым договорам, заключенным в 2012-2014 годах с медицинскими работниками, переехавшими (прибывшими) на работу в сельский населенный пункт.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21.11.2013 N 1798-0 указал, что необходимость предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, ее установление является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе, связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Частью 12.2. статьи 51 ФЗ N 326-ФЗ определено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Новосибирска по делу N 2-****от 24.02.2015 г. постановлено признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Новосибирской области в заключении договора на предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязать Министерство здравоохранения заключить с Андрияновым АС договор на предоставление единовременной компенсационной выплат в соответствии с ч. 12.1. ст. 51 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Во исполнение указанного решения Министерство здравоохранения Новосибирской области заключило с Андрияновым А.С. договор о предоставлении медицинскому работнику государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области единовременной компенсационной выплаты в размере **** рублей от 08.05.2015 г. N 132.
Министерство здравоохранения Новосибирской области осуществило перечисление на лицевой счет Андриянова А.С. денежных средств в размере ****руб.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако, ответчик по настоящему делу Федеральный фонд обязательного медицинского страхования при рассмотрении указанного дела не участвовал, соответственно положения ч.2, ст.61 ГПК РФ в данном случае на него не распространяются.
В соответствии с частью 12.1 ст. 51 ФЗ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В соответствии с частью 12.4 статьи 51 ФЗ N 26-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.
Федеральный фонд письмом N ****от 23.06.2015 отказал в удовлетворении заявки на получение единовременной компенсационной выплаты Андрияновым А.С., представленной Министерством Здравоохранения Новосибирской области в соответствии с решением Центрального районного суда города Новосибирска по делу N 2-****от 24.02.2015 г., указывая на то, что фонд не вправе нарушать установленные нормативными правовыми актами условия предоставления иных межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования.
Как установлено вышеуказанным решением Центрального районного суда г. Новосибирска, Андриянов А.С. с ****года до ****года работал в МУЗ "****", а с 10 июня 2013 года переехал в р.п. ****, где трудоустроился в ****. При указанных обстоятельствах Министерством здравоохранения Новосибирской области исходя из п.2 Положения об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденного Постановлением правительства НСО от 13 февраля 2012 года N 74-п, первоначально решением от 20 июля 2014 года было отказано в заключении соответствующего договора, поскольку заявитель переехал на работу в сельский населенный пункт из другого сельского населенного пункта.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
С учетом изложенного вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Андриянова А.С. к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании незаконным отказа в выплате единовременной компенсационной выплаты, обязании произвести выплату является правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах.
По сути своей доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм материального и процессуального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Андриянов А.С. не может быть признан переехавшим на работу в сельский населенный пункт, и соответственно право на получение единовременной компенсационной выплаты у такого медицинского работника возникнуть не может. Иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным, с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из другого населенного пункта и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
В Федеральном законе N 326-ФЗ дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, она должна носить компенсационной характер.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года N 1798-О отмечено, что правовое регулирование, установленное в части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 июня 2016 года с учетом определения об исправлении описки от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андриянова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.