Решение Московского городского суда от 4 апреля 2017 г. N 7-2906/17 Судья: Журавлева Т.Н. дело N 7-2906/17
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Хамроева М.М. на постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2016 года, которым
гражданин Республики Таджикистан Хамроев Муроджон Махмадзоирович, 10 апреля 1995 г. рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5 000,00 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации
установил:
15 ноября 2016 г. в отношении гражданина Республики Таджикистан Хамроева Муроджона Махмадзоировича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Перовский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Хамроев М.М. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что он законно находится на территории РФ, состоит на миграционном учете и имеет патент, ранее к административной ответственности не привлекался, сотрудниками полиции не задерживался, в суде не присутствовал, просил восстановить срок для обжалования постановления.
Хамроев М.М. в судебное заседание явился, представил паспорт N 400512882, выданный 10.02.2015 г. Республикой Таджикистан, миграционную карту 4616 N 3636015 от 05.02.2017 г.
Хамроев М.М. и защитник Холов И.А. в судебном заседании доводы жалобы и ходатайства поддержали.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Хамроева М.М., защитника Холова И.А.,, поддержавших доводы жалобы, полагаю, что ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют данные получения Хамроевым М.М. копии постановления, а постановление судьи районного суда подлежащим отмене.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2 данного Закона).
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенным законоположениям корреспондирует часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в дополнение к административному штрафу предусматривает обязательное административное выдворение за пределы Российской Федерации за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения (действовавшей в редакции на момент рассмотрения дела), предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекли наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 15 ноября 2016 г. в 15 час. 20 мин., по адресу: г. Москва, ул. Снайперская, д.11 в ходе проведения проверочных мероприятий по соблюдению требований миграционного законодательства, сотрудниками полиции был выявлен гражданин Республики Таджикистан Хамроев М.М, который в нарушение ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов (паспорта), подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации. Действия Хамроева М.М. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Привлекая Хамроева М.М. к административной ответственности судья районного суда, сослался на представленные в материалы дела доказательства, а именно: протокол об административном правонарушении; письменные объяснения лица, привлекаемого к ответственности, полагая их совокупность достаточной и полной для вывода о виновности Хамроева М.М. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем с выводом судьи о доказанности вины Хамроева М.М. в совершении вмененного ему наказания согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В частности, согласно ст. 10.1 указанного федерального закона личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 8 ноября 2013 г. N 473 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства", и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
В жалобе Хамроев М.М. ссылается на то, что 15 ноября 2016 г. он сотрудниками полиции ОМВД по району Вешняки г. Москвы не задерживался, в районный суд не доставлялся, имеет паспорт и миграционную карту, подтверждающие его законное пребывание на территории РФ. С жалобой представлены копия паспорта на имя Хамроева М.М., миграционная карта, уведомление о постановке на миграционный учет по адресу: Москва, Ивантеевская ул д. 9-а, патент, договор о возмездном оказании услуг от 01.04.2016 г. между Хамроевым М.М. и ООО "ЧАЗ Работа". Опровергнуть данный довод по материалам дела не представляется возможным, так как документы, удостоверяющие личность лица, привлеченного к административной ответственности при производстве по делу об административных правонарушений не имелись.
В материалах дела отсутствовал паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность Хамроева М.М..
При таких обстоятельствах, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, не была достоверно установлена в судебном заседании, что является существенным нарушением требований действующего административного законодательства, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 ноября 2016 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Перовский районный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, проверить доводы заявителя и с учетом установленного принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан Хамроева М.М., - отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Московского городского суда Е.Н. Неретина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.