Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лузянина В. Н.
судей Федина К.А.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воскрецовой Татьяны Аркадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии и назначении страховой пенсии
по апелляционной жалобе ответчика на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 05 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Чехонадских М. А. (доверенность от 09 января 2017 года), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Воскрецова Т. А. с учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области (далее по тексту Управление Пенсионного фонда) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии и назначении страховой пенсии.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 15 мая 2017 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В специальный стаж не включены периоды работы с 24 декабря 2001 года по 29 мая 2012 года в должности фельдшера, врача-терапевта медицинской части ФКУ "Краснотурьинская воспитательная колония" ввиду неподтверждения постоянной и непосредственной занятости в течение полного рабочего дня с осужденными; с 01 октября 2014 года по 22 января 2015 года в должности медицинской сестры медицинской части N N ФКУ "Медико-санитарная часть N 66 ФСИН России" ввиду отсутствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного истец просил признать незаконным решение ответчика от 15 мая 2015 года N 4/74729/15/7 об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, включить вышеуказанные периоды в специальный страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить спорную пенсию с 22 января 2015 года.
В судебном заседании истец Воскрецова Т.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения от 15 мая 2015 года N 4/74729/15/7 об отказе в назначении Воскрецовой Т. А. досрочно страховой пенсии в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 05 апреля 2017 года исковые требования Воскрецовой Т. А. удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области возложена обязанность включить Воскрецовой Т. А. в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды ее работы:
- с 24 декабря 2001 года по 28 августа 2011 года - в должности фельдшера, врача-терапевта федерального казенного учреждения ФКУ "Краснотурьинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ранее "Государственное учреждение Краснотурьинская воспитательная колония ГУИН МЮ РФ по Свердловской области", ФБУ "Краснотурьинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области");
- с 01 октября 2014 года по 21 января 2015 года в должности медицинской сестры медицинской части N 15 ФКУ "Медико-санитарная часть N 66 Федеральной службы исполнения наказаний".
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области в назначении Воскрецовой Т. А. страховой пенсии по старости досрочно.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области возложена обязанность назначить Воскрецовой Т. А. досрочно страховую пенсию по старости с 22 января 2015 года.
С указанным решением не согласился ответчик, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воскрецовой Т. А. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на назначение страховой пенсии по старости досрочно пользуются работники учреждений, исполняющих уголовные наказания, относящиеся к гражданскому персоналу (вольнонаемные работники). Истец проходила службу в органах внутренних дел, имея звание капитана внутренней службы, поэтому не вправе претендовать на назначение пенсии по вышеуказанному основанию. Кроме того, согласно выписке из лицевого счета Воскрецовой Т. А. спорный период (с 24 декабря 2001 года по 29 мая 2012 года) не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и не выполнено условие начисления и уплаты страховых взносов.
В возражениях на апелляционную жалобу истец полагал об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. При этом указал, что период работы истца с 01 октября 2014 года по 22 января 2015 года в должности медицинской сестры медицинской части N 15 ФКУ "Медико-санитарная часть N 66 ФСИН России" зачтен Управлением в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с предоставлением сведений индивидуального персонифицированного учета.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22 января 2015 года Воскрецова Т. А. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда от 15 мая 2015 года N 4/74729/15/7 в назначении указанной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого законом специального стажа.
В специальный стаж не включены период службы истца с 24 декабря 2001 года по 29 мая 2012 года в должности фельдшера, врача-терапевта федерального государственного учреждения "Краснотурьинская воспитательная колония", период работы с 01октября 2014 года по 22 января 2015 года в должности медицинской сестры медицинской части N N ФКУЗ "МСЧ N N ФСИН".
Специальный страховой стаж составил 1 год 1 месяц 22 дня.
Как указал ответчик, истец в период с 24 декабря 2001 года по 29 мая 2012 года проходил службу в органах внутренних дел, поэтому в спорных правоотношениях Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 85, которым утвержден Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, не применяется.
Более того, периоды работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе реквизитами "особые условия труда (код) при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данные сведения в отношении спорных периодов работы истца, не представлены.
Разрешая исковые требования, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о возможности включения в специальный стаж периода прохождения службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при установлении пенсии в связи с особыми условиями труда, когда это предусмотрено специальным законодательством.
По мнению судебной коллегии, вышеуказанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно п.п. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 утверждены списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
По мнению судебной коллегии, правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пользуются работники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, относящиеся к гражданскому персоналу, то есть к лицам, не имеющим специальных званий рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы. В тех случаях, когда указанным работникам по результатам аттестации присваивается воинское звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации N 4486-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Подпунктом 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" рабочим и служащим учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятым на работах с осужденными, предоставлено право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Указанная норма направлена на защиту интересов соответствующих категорий работников, обеспечивает реализацию их пенсионных прав и не может рассматриваться как нарушающая права сотрудников уголовно-исполнительной системы, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данный Закон исходя из специфики соответствующих видов службы и особого правового статуса лиц, проходящих такую службу, определяет условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся по аналогичным параметрам от трудовых пенсий, устанавливающихся в системе обязательного пенсионного страхования, и предусматривает, в частности, пенсию за выслугу лет, которая назначается независимо от возраста лица.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления такими лицами службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установилправило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Спорный период работы истицы в указанной должности не может быть приравнен к работе по Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85, поскольку в соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий" при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Данный документ применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665.
В данном случае указанный период службы имел место после 01 января 1992 года.
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Вышеизложенное не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 марта 2016 года N 9-КГ16-1.
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04 июня 2011 года N 126-ФЗ гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 года) "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
По мнению судебной коллегии, такое право возникает только при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из которых страховая пенсия по старости назначается исходя из наличия периодов работы, а не периодов службы.
Ответчиком произведены преобразования приобретенных в спорный период службы истца прав в расчетный пенсионный капитал указанный период службы включен в общий страховой стаж истца, что полностью соответствует требованиям вышеприведенной норме федерального закона N 126-ФЗ от 04 июня 2011 года.
Принимая во внимание, что период работы истца с 01 октября 2014 года по 22 января 2015 года в должности медицинской сестры медицинской части N N ФКУ "Медико-санитарная часть N N ФСИН России" зачтен Управлением Пенсионного фонда в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, что подтвердил представитель ответчика в заседании судебной коллегии, судебная коллегия не проверяет законность решения суда в указанной части.
При указанных обстоятельствах решение суда в части включения периода службы в специальный стаж, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на назначение спорной пенсии с 22 января 2015 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 05 апреля 2017 года в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области обязанности включить Воскрецовой Татьяне Аркадьевне в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периода службы с 24 декабря 2001 года по 28 августа 2011 года в должности фельдшера, врача-терапевта федерального казенного учреждения ФКУ "Краснотурьинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ранее "Государственное учреждение Краснотурьинская воспитательная колония ГУИН МЮ РФ по Свердловской области", ФБУ "Краснотурьинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"); в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области от 15 мая года N 4/74729/15/7 об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области обязанности назначить Воскрецовой Татьяне Аркадьевне страховую пенсию по старости досрочно с 22 января 2015 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Воскрецовой Татьяне Аркадьевне отказать.
В остальной части решение этого же суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика-без удовлетворения.
Председательствующий
Лузянин В. Н.
Судьи
Федин К.А.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.