Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 августа 2017 г. по делу N 33а-1087/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Носова Н.В. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана Душина Александра Васильевича о признании незаконными действий начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (далее - Краснодарское ВВАУЛ) и командира инженерно-аэродромного батальона (г. "адрес"), связанных с переводом истца к новому месту военной службы.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступившие относительно нее возражения, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, представителя начальника Краснодарского ВВАУЛ Лоскутовой А.В. и ответчика - командира инженерно-аэродромного батальона Брусенцова Е.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
приказом начальника Краснодарского ВВАУЛ от 20 января 2017 г. N 3 л/с Душин А.В. освобождён от занимаемой должности командира аэродромно - строительной роты инженерно - аэродромного батальона
(г. "адрес") и назначен по служебной необходимости на равную воинскую должность на учебной авиационной базе (ст. "адрес").
Приказом врио командира инженерно - аэродромного батальона (г. "адрес") от 1 февраля 2017 г. N 18/15 Душин А.В. исключен из списков личного состава батальона с 7 февраля 2017 г.
Душин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что перед переводом к новому месту службы командованием не было учтено, что его отец является инвалидом и нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем истец просил суд признать названные выше приказы незаконными и подлежащими отмене.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование он указывает, что информировал начальника Краснодарского ВВАУЛ о невозможности перевода к новому месту службы по причине нуждаемости его отца в постоянном уходе, считает, что командиром инженерно-аэродромного батальона, в адрес которого он направлял обращение о названных выше обстоятельствах, нарушен Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку ответ на это обращение им получен не был. В письме врио начальника Краснодарского ВВАУЛ от 23 января 2017 г. не содержатся сроки для представления им документов о наличии препятствий для его перевода к новому месту службы. Автор жалобы, излагая обстоятельства дела, полагает, что его перевод к новому месту службы при наличии отца-инвалида, которому требуется постоянный уход в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы, влечет за собой нарушение прав последнего как инвалида первой группы.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Краснодарского ВВАУЛ просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" назначение и освобождение военнослужащих от занимаемой воинской должности производится в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В подп. "а" п. 1 ст. 15 данного Положения указано, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов) по служебной необходимости.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность без его согласия, что обусловлено спецификой военной службы и само по себе не может рассматриваться как нарушение его прав и свобод.
В силу подп. "в" п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы перевод военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без согласия военнослужащего, за исключением случая, когда, в том числе есть необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Таким образом, по смыслу названной правовой нормы препятствием для перевода военнослужащего без его согласия к новому месту военной службы является необходимость осуществления этим военнослужащим постоянного ухода за своим ближайшим родственником, что должно подтверждаться заключением соответствующего учреждения медико-социальной экспертизы.
При этом выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно п. 11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 года N 59н, является результатом предоставления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Следовательно, осуществление военнослужащим постоянного постороннего ухода за отдельно проживающим его отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по их месту жительства должно быть подтверждено исключительно заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства родственника, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в установленном законом порядке.
Доказательства того, что административным истцом осуществлялся постоянный уход за отцом, в котором тот нуждается, по месту его жительства, Душиным А.В. в суд не представлены.
Как усматривается из материалов дела, истец проходил военную службу в г. Усть-Лабинске Краснодарского края, в то время как его отец постоянно проживает в г. Майкопе Республики Адыгея, находящемся на значительном удалении от истца, что само по себе исключало возможность постоянного ухода (помощи, надзора) истца за отцом по месту его проживания. Кроме того, соседи Душина А.В., как это видно из материалов дела, факт проживания, в том числе временного, отца совместно с заявителем в г. "адрес" не подтвердили.
Также материалы дела не содержат сведений, подтверждающих, что Душин В.И., отец заявителя, находится на его иждивении как единственного кормильца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что у Душина В.И. имеется ещё один совершеннолетний сын, который военнослужащим не является, проживает в Краснодарском крае и в соответствии с п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ обязан содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Истец же, поступив на военную службу, добровольно принял на себя обязательство проходить военную службу не в конкретном месте, а в Министерстве обороны Российской Федерации в зависимости от своего служебного предназначения и служебной необходимости.
При таких обстоятельствах довод автора жалобы о том, что его перевод к новому месту службы влечет за собой нарушение прав Душина В.И., как инвалида, является несостоятельным.
С учетом изложенных обстоятельств гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что на момент издания оспариваемого приказа у начальника Краснодарского ВВАУЛ отсутствовали препятствия для перевода истца к новому месту военной службы, в связи с чем суд обоснованно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в настоящее время у истца отсутствуют препятствия для надлежащего постоянного ухода за отцом, поскольку согласно представленной в суд апелляционной инстанции выписке из приказа Главнокомандующего воздушно-космическими силами РФ от 19 июня 2017 г. N 98 Душин А.В. досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровью в соответствии с поданным им рапортом.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение командованием Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" является необоснованной ввиду того, что данное обстоятельство не являлось предметом настоящего судебного разбирательства.
Отсутствие же в направленных истцу ответах указаний о сроках представления им командованию соответствующих документов о наличии оснований, препятствующих его переводу к новому месту службы, на вышеизложенные выводы суда не влияет.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Душина Александра Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.