Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 августа 2017 г. по делу N 33а-1095/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В.,
судей: Васильчука Н.Ю. и Гришина С.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника N отдела (г. "адрес") ФГКУ ""адрес" региональное управление жилищного обеспечения" (далее - управление жилищного обеспечения) - Ганиной Н.П. на решение Крымского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2017 г., которым частично удовлетворены заявленные требования бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса Правды Сергея Юрьевича об оспаривании действий начальника N отдела управления жилищного обеспечения, связанных с отказом изменить дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии войсковой части N вооруженных сил Украины, дислоцированной до 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым, Правда С.Ю. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 23 марта 2005 г.
С апреля 2014 г. он проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 15 сентября 2015 г.
Правда С.Ю. обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением об изменении даты признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения на 23 марта 2005 г.
Решением начальника 1 отдела управления жилищного обеспечения от 1 марта 2017 г. в удовлетворении данного заявления истцу отказано.
Полагая свои права нарушенными Правда С.Ю. обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать действия указанного должностного лица незаконными, обязать изменить дату принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях с 15 сентября 2015 г. на 23 марта 2005 г.
Решением гарнизонного военного суда требования истца удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение начальника N отдела управления жилищного обеспечения об отказе изменить дату признания истца нуждающимся в жилом помещении и обязал должностное лицо повторно рассмотреть данный вопрос.
В удовлетворении требований обязать начальника N отдела управления жилищного обеспечения изменить дату постановки истца на жилищный учет отказано за преждевременностью.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование жалобы ее автор делает сравнительный анализ жилищного права Украины с законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и приходит к выводу об отсутствии у истца права на признание его с марта 2005 года нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, поскольку в 2007 году ему было предоставлено служебное жилое помещение. Кроме того, он полагает, что изменение даты принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях ставит в неравное положение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации до включения Республики Крым в состав Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названого Федерального закона.
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по установленной форме.
В соответствии с пунктом 11 данной Инструкции жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В целях обеспечения социальных гарантий военнослужащих, проходивших до 18 марта 2014 г. военную службу в воинских частях вооруженных сил Украины, дислоцированных на территории Республики Крым, Президентом Российской Федерации издан Указ от 24 августа 2016 г. N428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту". Пунктами 2 и 3 данного Указа установлено, что при обеспечении жилыми помещениями указанных военнослужащих учитывается общая продолжительность военной службы, дата поступления на военную службу в вооруженные силы Украины, дата получения первого воинского звания офицера (специального звания) и дата окончания военной образовательной организации.
Федеральным органам исполнительной власти, принявшим от соответствующих подразделений вооруженных сил Украины от органов военного управления и воинских формирований Республики Крым документы о признании таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предписано осуществлять при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, постановку военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет, указанной в этих документах.
Согласно ответу начальника N отдела управления жилищного обеспечения от 1марта 2017 г. N 184/07/2031 в удовлетворении заявления истцу отказано в связи с отсутствием оригиналов рапорта от 23 марта 2005 г. о постановке на жилищный учет и протокола заседания жилищной комиссии воинской части от 22 апреля 2005 г. N26 о признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Кроме того в сообщении указано, что в протоколе не определена категория жилого помещения, на учет которого он принят.
Таким образом, Правде С.Ю. отказано в изменении даты постановки на учет не в связи с отсутствием у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в период службы в Украине, а в результате непредоставления оригиналов документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований.
Вместе с тем, в материалах дела имеется оригинал поданного по команде рапорта Правды С.Ю. от 23 марта 2005 г. с ходатайством о постановке на жилищный учет, а также заверенная подписями начальника штаба и секретаря жилищной комиссии с приложением гербовой печати выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N от 22 апреля 2005 г. N 26 о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с 23 марта 2005 г.
Из заявления истца от 26 октября 2016 г. видно, что оригиналы указанных документов Правда С.Ю. предоставлял начальнику N отдела управления жилищного обеспечения.
При этом отсутствие в протоколе жилищной комиссии воинской части ссылки на категорию жилого помещения не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении просьбы истца, поскольку это не свидетельствует об отсутствии у него в тот период времени права на признание нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
К тому же доводы, указанные представителем административного ответчика в апелляционной жалобе не были приведены начальником N отдела жилищного обеспечения в качестве основания своего отказа в удовлетворении заявления истца об изменении даты постановки на жилищный учет.
Учитывая, что суд не вправе подменять уполномоченный государственный орган, вторгаясь в его компетенцию, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения на начальника N отдела управления жилищного обеспечения обязанности повторно рассмотреть вопрос о праве истца на изменение даты признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Что же касается мнения автора жалобы о том, что изменение даты принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях ставит в неравное положение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации до включения Республики Крым в состав Российской Федерации, то с учетом установленного федеральным законодательством единства статуса военнослужащих Российской Федерации, данный довод является безосновательным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2017 г. по административному исковому заявлению Правды Сергея Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.