ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорыданова И.В Дело N 33-3058/2017
Докладчик Долгова Л.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2017 го да судебн а я коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В. и Долговой Л.П.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.,
при секретаре Артемовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционн ой жалоб е истца Скрыльникова Владимира Николаевича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14 июня 201 7 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Скрыльникова Владимира Николаевича к УФСИН России по Липецкой области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере 48 285 рублей 75 копеек, возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации в счет возмещении вреда, причиненного здоровью, в размере 48 285 рублей 75 копеек до дня возникновения права на получение денежной компенсации в большем размере, взыскании недополученной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью в сумме 2694 рубля 18 копеек отказать".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П, , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скрыльников В.Н. обратился в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
Заявленные требования обосновывал тем, что на основании приказа УФСИН России по Липецкой области от 17.04.2012 года N 72-лс он был уволен по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). С 21.04.2012 года является пенсионером ФСИН России. В связи с полученной травмой при исполнении служебных обязанностей ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности, причина инвалидности "военная травма". Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 25.03.2015 года с УФСИН России по Липецкой области в его пользу взыскана ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 50 233 руб. 84 коп., начиная с 01.03.2015 года и до изменения условий, влияющих на выплаты.
Поскольку условия выплаты не изменились, истец полагает, что ответчик УФСИН России по Липецкой области с февраля 2017 года незаконно уменьшил размер выплаты ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, на сумму 1 358 руб. 24 коп., в связи с чем, размер выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации стал составлять 47 624 руб.
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в соответствии с которой был определен размер ежемесячной денежной компенсации, изложена в иной редакции.
Однако, в силу статьи 2 ФЗ N 125 от 01.05.2016 года в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12 2012 N283-Ф3 превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с частью 5 статьи 12 ФЗ от 30.12.2012года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего ФЗ) ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поэтому, считает, что выплата ежемесячной денежной компенсации в прежнем размере должна ему производиться до дня возникновения у него права на получение денежной компенсации в большем размере.
Поскольку действия УФСИН России по Липецкой области являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы, просил с учетом уточнений признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере 48285 руб. 75 коп. ежемесячно до дня возникновения права на получение денежной компенсации в большем размере; обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей в размере 48285 руб. 75 коп. ежемесячно до дня возникновения права на получение денежной компенсации в большем размере; взыскать задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в сумме 2 694 руб. 18 коп.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая, что доводы истца о фиксированном размере ежемесячной денежной компенсации основаны на ошибочном толковании законодательства.
В судебное заседание Скрыльников В.Н. не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Скрыльников В.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение и неправильное толкование и применение норм материального права.
Выслушав истца и его представителя, поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 года, установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе ежемесячная денежная компенсация.
Согласно части 5 статьи 12 названного закона в редакции, действовавшей до 01.05.2016года, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ изложена в следующей редакции: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1;в отношении инвалида II группы - 0,5;в отношении инвалида III группы - 0,3".
Статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции указанного федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается данному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу названного федерального закона . Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Из материалов дела судом установлено, что приказом УФСИН России по Липецкой области от 17.04.2012 года N 72-лс Скрыльников В.Н. уволен из органов уголовно-исполнительной системы на основании п. "з" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел.
В связи с полученной травмой при исполнении служебных обязанностей ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности, причина инвалидности - "военная травма", что подтверждается справкой МСЭ-2015 N "данные изъяты", инвалидность установлена бессрочно.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 25.03.2015 года с УФСИН России по Липецкой области в пользу Скрыльникова В.Н. взыскана ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере 50 233 руб. 84 коп. ежемесячно, начиная с 01.03.2015 г., и до изменения условий, влияющих на выплаты. Решение вступило в законную силу.
В соответствии с приказом УФСИН России по Липецкой области N 624 от 10.11.2016 года Скрыльникову В.Н. выплачивается ежемесячная денежная компенсация в связи с установлением ему инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможности дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в размере, причитавшемся ему до дня вступления в законную силу Федерального закона от 01.05.2016 года N 125-ФЗ с 01.11.2016 года бессрочно.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что изменение размера выплачиваемой истцу ежемесячной денежной компенсации в период до апреля 2017года связано с изменением размера пенсии по инвалидности истца, который подлежит вычету из утраченного денежного довольствия. Установив, что истцу выплачивается ежемесячная сумма возмещения вреда, причиненного здоровью в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, то есть в соответствии частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ ( в редакции до вступления в законную силу Федерального закона от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ), суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Требования истца о выплате ежемесячной денежной компенсации без учета изменения размера пенсии по инвалидности не основаны на нормах материального права.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает обоснованными и мотивированными, они подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств: приказом ответчика N 624 от 10.11.2016года, представленным расчетом ежемесячной денежной компенсации, из которого следует, что менялся размер пенсии по инвалидности истца, в связи с чем и размер выплачиваемой компенсации также изменялся.
Довод истца о том, что изменение размера ежемесячной денежной компенсации из-за изменения размера пенсии по инвалидности незаконно, поскольку размер ежемесячной денежной компенсации установлен решением суда, а увеличение размера пенсии не может приводить к уменьшению размера ежемесячной денежной компенсации, был предметом правовой оценки суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку носит субъективный характер и основан на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права.
Ссылка истца и его представителя на разъяснения, содержащиеся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2016года N 2040-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шикуновой Наталии Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 5 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является несостоятельной, поскольку выводов суда не опровергает.
Более того, в указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что данная ежемесячная денежная компенсация - наряду с иными выплатами, осуществляемыми в целях компенсации вреда, причиненного здоровью указанных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (пенсии, обеспечение по обязательному государственному страхованию и др.), - направлена на сохранение за сотрудниками утраченного вследствие названных причин денежного довольствия и обеспечивает защиту их интересов.
Кроме того, часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в действующей редакции не предполагает учета суммы пенсии по инвалидности при исчислении ежемесячной денежной компенсации.
Установление иного порядка определения размера указанной ежемесячной денежной компенсации, который предполагал бы его определение безотносительно к размеру назначенной гражданину пенсии и исключал бы возможность его уменьшения при переходе с одного вида пенсии на другой, требует внесения в законодательство такого рода изменений, что составляет прерогативу федерального законодателя ( Определение от 29 сентября 2015 года N 2240-О).
Поскольку иного о порядка определения размера указанной ежемесячной денежной компенсации, в том числе предлагаемого истцом, законодательством не предусмотрено, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку доказательств, основаны на ошибочном толковании законодательства и не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дав им надлежащую правовую оценку, и постановилрешение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств, правильно применил нормы материального права, правовых оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Скрыльникова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий: ( подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.