Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Савелькиной Г.О., Карачкиной Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Никитине П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайкина И.П. к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности выдать сертификат для улучшения жилищных условий, поступившее по апелляционной жалобе Шайкина И.П. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Савелькиной Г.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шайкин И.П. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности выдать сертификат для улучшения жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидом "данные изъяты" группы и как непосредственный участник действий подразделений особого риска обладает правом на получение сертификата подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище на 2015 - 2020 годы". На основании его заявления он с составом семьи из двух человек, он и его "данные изъяты"ФИО1 был включен в сводный список граждан-участников данной подпрограммы на 2016 год по Чувашской Республике. Между тем, Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики ему было отказано в выдаче сертификата.
Считая данный отказ незаконным, Шайкин И.П. просил возложить на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность признать его нуждающимся в жилом помещении и выдать сертификат для улучшения жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 апреля 2017 года в удовлетворении требований Шайкина И.П. о возложении на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности признать его нуждающимся в жилом помещении и выдать сертификат для улучшения жилищных условий отказано.
Указанное решение обжаловано Шайкиным И.П. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Шайкина И.П., поддержавшего жалобу, представителя Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Новикова Е.В., возражавшего против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 1 статьи 15 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что в качестве меры социальной поддержки предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) настоящих Правил.
В пункте 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты, который для семьи из двух человек составляет 42 кв.м.
Согласно пункту 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Пунктом 16.2 Правил установлено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16 (1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Пунктом 16.3 предусмотрено, что в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26 мая 2015 года истцу Шайкину И.П. выдано удостоверение серии "данные изъяты", согласно которому ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1.
Истец зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", которая принадлежит на праве собственности его бывшей супруге ФИО2, брак с которой расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная квартира была предоставлена ФИО2 на основании ордера на жилое помещение N от 22 апреля 2002 года, выданного на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2002 года N, на состав семьи из четырех человек, ФИО2 ее супруга Шайкина И.П. и "данные изъяты"ФИО3ФИО1
Данная квартира получена в собственность ФИО2 на основании договора передачи N от 07 июля 2004 года, при этом остальные члены семьи нанимателя, в том числе Шайкин И.П. и ФИО1 от участия в приватизации жилого помещения отказались.
Согласно выписке из лицевого счета в настоящее время в указанной квартире зарегистрированы Шайкин И.П., ФИО2 и ФИО1
Шайкин И.П. состоит в администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 15 июля 1986 года на общих основаниях и по заявлению от 01 февраля 2016 года включен в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2016 год и 2017 год с составом семьи из двух человек под номером "один".
Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата ввиду отсутствия для этого правовых оснований.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями законодательства и на основании исследования представленных в дело доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шайкина И.П..
При принятии решения суд исходил из того, что Шайкин И.П. проживает в квартире, которая ранее была предоставлена ему, его супруге и двоим детям по договору найма, а впоследствии приватизирована его бывшей супругой, при этом он и дети отказались от приватизации, в связи с чем получили право пользования данным жилым помещением. В настоящее время обеспеченность общей площадью Шайкина И.П. и его сына составляет 27,66 кв.м. Исходя из норматива общей площади, определенного для семьи из двух человек, разница, принимаемая для расчета социальной выплаты, менее 18 кв.м, что является основанием для отказа в выдаче сертификата.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и мотивами, по которым суд пришел к таким выводам, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, районный суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права отклоняются ввиду необоснованности.
Довод жалобы Шайкина И.П. о том, что судом осталось без оценки то обстоятельство, что жилая площадь занимаемой им квартиры составляет 26 кв.м и на каждого члена семьи приходится чуть более 8 кв.м, не свидетельствует о незаконности решения.
В данном случае размер жилой площади квартиры правового значения не имеет, поскольку в соответствии с пунктом 16 указанных выше Правил расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива общей площади жилого помещения.
Остальные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, по сути, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену решения, поскольку судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Шайкина И.П. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 апреля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Г.О. Савелькина
Ю.Г. Карачкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.