Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Брянского В.Ю.
судей Ковалевой Ю.В., Болотовой Л.А.
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 7 октября 2016 года, вынесенного по административному делу N 2а-2297/2016 по административному иску Полковского Г.Г. к комитету по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А.,
установила:
Полковский Г.Г. обратился в Ессентукский городской суд Ставропольского края с административным иском к комитету по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Ессентуки, пер. Кольцовский, в районе дома N " ... " незаконным, и возложении обязанности на ответчика заключить договор аренды земельного участка.
В основании административного иска указал, что, являясь инвалидом 1 группы бессрочно, с 25 сентября 2000 года пользуется земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером " ... ", площадью 19,3 кв.м., под гараж, расположенным в районе дома N " ... " по пер. Кольцовский, города Ессентуки, на основании договора аренды, который неоднократно продлялся. Срок действия договора аренды земельного участка истек, и административному истцу было отказано в его продлении на иной срок. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указывает, что места для строительства гаража или стоянки для других технических средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. В указанном случае с ним подлежит заключению договор аренды земельного участка без торгов в соответствии с ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в связи с чем полагает отказ незаконным.
До рассмотрения дела по существу отказался от части административных требований по возложению обязанности заключить договор аренды. Данный отказ принят судом и определением от 7 октября 2016 года производство по делу в указанной части было прекращено (л.д. 37, 38-39).
Оспариваемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 7 октября 2016 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе комитет по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края просит решение суда отменить, вынести новое - об отказе в административном иске.
В обоснование доводов жалобы, административный ответчик указывает, что в нарушение требований законодательства, договор аренды, земельного участка от 25.09.2000 г. N540 не был зарегистрирован в установленном законом порядке. В связи с чем, выводы суда о пролонгации условий договора аренды по правилам ст. 621 ГК РФ не основаны на обстоятельствах дела и требованиях закона. В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, договоры аренды земельных участков по истечению установленного срока прекращают свое действие, и подлежат заключению новые в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, в спорных правоотношениях следовало руководствоваться положениями п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и принятого в соответствии с ним Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений". В соответствии с Законом Ставропольского края инвалиды имеют право на первоочередное предоставление им в аренду земельного участка в том случае, если они обеспечены техническими и другими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. С учетом отсутствия сведений о наличии в распоряжении административного истца технических средств передвижения, предоставленных ему в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, в требованиях Полковского Г.Г. о передаче земельного участка на праве аренды было правомерно отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу Полковский Г.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" ему предоставлено право на внеочередное предоставлении земельного участка для размещения гаража вблизи места проживания. Приказом Министерства экономического развития от 12.01.2015 года N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без торгов. Изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2016 года в закон Ставропольского края от 9 апреля 2015 года N 36-кз, установили дополнительные требования к перечню документов, которых ранее не предусматривалось. Полагает указанные изменения не подлежащими применению к спорным правоотношениям в силу требований пункта 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2017 года решение Ессентукского городского суда от 7 октября 2016 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 10 июля 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июля 2017 года отменено, дело направлено на апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились будучи извещены надлежащим образоме. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы города Ессентуки от 04.09.2000 года N2732 Полковскому Г.Г. предоставлен в аренду земельный участок площадью 19,3 кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, пер.Кольцовский, в районе дома N " ... ", под размещение временного металлического гаража для хранения и обслуживания транспортного средства, без права передачи по наследству, без устройства смотровой ямы.
25.09.2000 года между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Ессентуки и Полковским Г.Г. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка N540, сроком до 27.08.2003 года.
Договор аренды земельного участка от 25.09.2000 года N540 в установленном законом порядке зарегистрирован не был.
В дальнейшем, постановлениями главы города Ессентуки от 27.10.2003 года N2886, от 15.12.2006 года N4091 срок аренды земельного участка продлевался, в результате чего был продлен до 27.08.2016 года.
Согласно п.2.1. постановления главы города Ессентуки от 15.12.2006 года N4091, Полковскому Г.Г. было рекомендовано в месячный срок обратиться в комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки для установления договорных отношений и оформления соответствующей документации.
Полковский Г.Г. в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки для заключения договора аренды не обращался.
20.06.2016 года Полковский Г.Г. обратился с заявлением на имя главы города Ессентуки, в котором просил решить вопрос о передаче ему в собственность земельного участка под гаражом или продлить договор аренды на пожизненный срок.
Председатель комитета по муниципальной собственности города Ессентуки письмом от 19.07.2016 N2484-з отказал Полковскому Г.Г. в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Ессентуки, пер.Кольцовский, в районе дома N " ... ", для временного размещения металлического гаража, в обоснование указав на то, что в представленных заявителем документах отсутствуют документы, подтверждающие предоставление технических и других средств передвижения в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, согласно п.2 ст.21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.4 ГК РФ, пришел к выводу о том, что положения п. 2 ст. 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", не подлежат применению к возникшим правоотношениям, поскольку Полковский Г.Г. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду ранее 29.12.2015 года, в связи с чем ему не может быть отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что на момент предоставления (после 01.01.2016 года) он не обеспечен техническими и другими средствами передвижения в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Кроме того, суд указал на то, что Полковский Г.Г. по истечении срока договора аренды продолжает пользоваться земельным участком в целях установленных договором, что в соответствии с положениями п.2 ст.621 ГК РФ свидетельствует о возобновлении договора на тех же условиях на неопределенный срок.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой, поскольку он сделан с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств дела.
В силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
специальные средства для самообслуживания;
специальные средства для ухода;
специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Положения ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" применяются с учетом требований, установленных ст. 11.1 указанного Федерального Закона, в отношении инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида, через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в статью 11.1 Закона N 181-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми из перечня технических средств реабилитации инвалидов были исключены средства для передвижения инвалидов с 01.01.2005 года.
Из смысла ст. 11.1, ч. 7 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что ч. 7 ст. 15 Закона распространяется лишь на инвалидов, вставших до 01.01.2005 на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит специальных норм, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для строительства либо размещения гаража, в законе указывается лишь на предоставление земельного участка инвалидам вне очереди. Таким образом, при решении вопроса о предоставлении земельного участка необходимо руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного Кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", (вступившего в законную силу с 1 января 2016 года), право на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для установления временных металлических гаражей вблизи места жительства имеют следующие лица: участники Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий; один из родителей, имеющий ребенка-инвалида; инвалиды, обеспеченные техническими и другими средствами передвижения в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Из материалов дела следует, что Полковский Г.Г. является инвалидом первой группы (л.д.12).
Материалы дела сведения о нуждаемости Полковского Г.Г. в транспортном средстве по медицинским показаниями и постановки его на учет в органе социальной защиты населения до 01.01.2005 года для получения автомобиля по программе реабилитации, не содержат.
При этом согласно сообщению Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Полковский Г.Г. до 1 января 2005 года на учете в органах социальной защиты на обеспечение транспортным средством не состоял и транспортным средством не обеспечивался.
Факт инвалидности Полковского Г.Г. сам по себе не дает ему право на получение земельного участка под размещение металлического гаража в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", без соблюдения соответствующей процедуры.
Ссылка суда на то, что арендные правоотношения между Полковским Г.Г. и комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки по истечении срока договора аренды считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок, подлежит отклонению.
В силу п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 26 Земельного Кодекса Российской Федерации, в редакции на день заключения договора договор аренды от 25.09.2000 года N540 считается заключенным с момента государственной регистрации договора.
Договор аренды земельного участка от 25.09.2000 года N540, в установленном законом порядке зарегистрирован не был, таким образом, арендные правоотношения между Полковским Г.Г. и комитетом не возникли.
Других договоров аренды на основании постановлений Главы города Ессентуки от 27.10.2003 года N2886, от 15.12.2006 года N4091 между Полковским Г.Г. и комитетом не заключалось.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о заключении нового договора аренды земельного участка, необходимо применять нормы законодательства, действующие на момент подачи Полковским Г.Г. заявления от 20.06.2016 года.
В соответствии с полномочиями, отнесенными Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации был принят Закон Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений". Настоящий Закон регулирует отдельные отношения по распоряжению, использованию и охране земель (земельных участков) на территории Ставропольского края в соответствии с полномочиями, отнесенными Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации. Требования п.2 ст.21 Закона N36-кз полностью соответствуют вышеизложенным нормам Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При установленных обстоятельствах решение суда об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения норм материального права, а также несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела является незаконным, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 7 октября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Полковского Г.Г. к Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка КН 26:30:090116:0007, площадью 19,3 кв.м., расположенного по адресу РФ, Ставропольский край, г.Ессентуки, пер.Кольцовский, в районе дома N " ... " - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.