Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2017 года дело N 2а-1156/2017 по апелляционной жалобе Эрдни-Горяевой Т. С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2017 года по административному исковому заявлению Эрдни-Горяевой Т. С. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в приеме документов.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца и его представителя - Стрельникова Д.Ю., представителя административного ответчика Главного Управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Туневича Е.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гражданка Республики Украины Эрдни-Горяева Т.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором, с учётом уточнения административных исковых требований, просила признать незаконным отказ от 09.09.2016 в приеме заявления и документов для получения разрешения на временное проживание в Росийской Федерации.
В обоснование требований административный истец указала, что прибыла в РФ из Украины в порядке, не требующем получения визы. 09.09.2016 обратилась в отдел Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о выдаче ей и несовершеннолетней дочери разрешения на временное проживание вне квоты, поскольку состоит в браке с гражданином РФ " ... " В приеме заявления ей было отказано, поскольку в сертификате по русскому языку была допущена опечатка. В тот же день (09.09.2016) она представила исправленный сертификат (его дубликат), однако документы снова приняты не были. Отказ в принятии заявления считает незаконным, поскольку ею представлен полный комплект документов, требуемых в силу п.2 ст.6.1 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" для получения разрешения на временное проживание.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Эрдни-Горяева Т.С. просит отменить решение суда, полагая его незаконным, вынесенным без учета существенных для дела обстоятельств.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 6 указанного выше закона установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
В соответствии с пунктом 4 части 3 указанной статьи без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ч.4 ст.6 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 8 статьи 6 этого закона порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 22 апреля 2013 года N 214 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 13 Административного регламента, государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.
Пункт 19 Административного регламента определяет перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые иностранный гражданин должен подать в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания.
В соответствии с пунктом 54 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения N 3 или N 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела.
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления (пункт 60 Административного регламента).
Пунктом 34 Административного регламента установлено, что заявление и документы к рассмотрению не принимаются: если нарушены требования к форме и содержанию заявления (абзац второй); при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных (абзац третий); если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала (абзац четвертый); если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям (абзац пятый); если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее 6 месяцев, или недействительным документом (абзац шестой); если исчерпана квота, утвержденная Правительством Российской Федерации для соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац седьмой); если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания) (абзац восьмой); если иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не предъявил документ, удостоверяющий личность, и отсутствует информация об уплате им государственной пошлины за выдачу разрешения (абзац девятый).
Как установлено судом и следует из материалов дела, гражданка Украины Эрдни-Горяева Т.С. 09.09.2016 обратилась в отдел ОРВП и ВЖ УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу получения разрешения на временное проживания без учета квоты для себя и несовершеннолетней дочери " ... "., в соответствии с п.4 ч.3 ст.6 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", мотивируя свое ходатайство желанием проживать в Российской Федерации с супругом " ... ". - гражданином Российской Федерации.
В принятии заявления и документов к рассмотрению было отказано со ссылкой на представление сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ, где написание установочных данных административного истца буквами латинского алфавита не соответствовало документу, удостоверяющему личность.
Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что из представленного административным истцом сертификата за регистрационным номером N ... усматривается, что в нем отсутствует указание имени административного истца. В представленном в тот же день (09.09.2016) дубликате сертификата (регистрационным номер N ... ) фамилия административного истца на латинском языке имела расхождения с фамилией, указанной в паспорте. Несоответствие представленного документа (сертификата) установленным законодательством Российской Федерации требованиям свидетельствует о законности отказа в принятии заявления и документов к рассмотрению в силу абзаца пятого пункта 34 Административного регламента.
Действительно, согласно п.11 Порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2014 N 1154, фамилия, имя и отчество (при наличии) иностранного гражданина вносятся в бланк сертификата на русском языке и буквами латинского алфавита в соответствии с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина (в именительном падеже).
Представленные на приеме 09.09.2016 Эрдни Горяевой Т.С. сертификаты N ... и N ... данным требования не соответствовали, в связи с чем имелись формальные основания для отказа в принятии заявления и документов к рассмотрению на основании абзаца пятого пункта 34 Административного регламента.
В то же время судом не учтено, что в силу п.56 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме заявления к рассмотрению и возвращении заявителю документов, по согласованию с ним определяется срок его повторного обращения с пакетом документов и по желанию заявителя может быть произведена предварительная запись на прием.
Пуктом 11 Административного регламента утвержден график приема заявлений сотрудниками территориальных органов, согласно которому прием заявлений производится каждую вторую субботу месяца с 10.00 до 12.00.
Согласно данному графику такой прием должен был осуществляться и во вторую субботу сентября 2016 года - десятого числа.
Как указывает административный истец она просила согласовать ей прием в субботу 10.09.2016, в чем ей было отказано. При этом 10.09.2016 она приехала с комплектом документов, в том числе оформленном надлежащим образом дубликатом сертификата, принять документы у нее отказались, со ссылкой на прием в этот день только пенсионеров и инвалидов.
Данные доводы административного истца стороной административного ответчика не опровергнуты. Напротив, представитель ГУ МВД по Санкт-Петербургу в заседании суда первой инстанции 22.03.2017 подтвердил, что вторая суббота месяца определена как день приема лиц, имеющих инвалидность, либо лиц пенсионного возраста. В то же время, официальных данных, свидетельствующих об изменении графика приема с учетом временных и климатических условий, а также особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, доведения такого графика до сведения зантересованных лиц, не представлено.
В то же время, подача заявления и документов для решения вопроса о временном проживании административного истца и ее малолетней дочери 10.09.2016 имело существенное для данного лица значение, с учетом того, что по состоянию на следующую дату приема таких заявлений (12.09.2016) срок пребывания на территории РФ Эрдни-Горяевой Т.С. истек, что явилось самостоятельным основанием для отказа в принятии заявления (абз.8 п.34 Административного регламента) и, как следствие, необходимости разлучения с супругом - гражданином РФ, нарушения учебного процесса ребенка, обучающегося в российской школе.
При таких обстоятельствах, решение об отказе в приеме заявления и документов гражданки Украины Эрдни-Горяевой Т.С. для получения разрешения на временное проживание в РФ от 09.09.2016, следует признать осуществленным с нарушением порядка, который установлен для приема и рассмотрения заявления о выдаче разрешения о временном проживании, а именно п.56 Административного регламента, чем были нарушены права административного истца.
Поскольку суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не применил норму, подлежащую применению, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с вынесение нового решения об удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2017 года отменить.
Признать незаконным отказ Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09 сентября 2016 года в приеме заявления и документов гражданки Украины Эрдни-Горяевой Т. С., "дата".рожд., для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в срок до 17 июля 2017 года принять к рассмотрению заявление и документы гражданки Украины Эрдни-Горяевой Т. С., "дата".рожд., для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.