судья Л.Г. Гасанбекова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Петрове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе административного истца Пегушиной Татьяны Васильевны на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 года по административному исковому заявлению с учетом уточнений Т.В. Пегушиной о признании незаконным:
п. 1 выводов и рекомендаций Окружной комиссии по проведению публичных слушаний по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. *** Заключения по результатам публичных слушаний по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. ***, утвержденного Префектом ВАО г. Москвы, по должности председателем комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Восточном административном округе города Москвы, Тимофеевым В.А, от 20.05.2016 г.;
действия (решение) лица, наделенного государственными (или иными публичными) полномочиями - Префекта ВАО г. Москвы, председателя комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Восточном административном округе города Москвы, Тимофеева В.А по утверждению Заключения по результатам публичных слушаний по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. ***,
которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
Т.В. Пегушина, обратилась в суд с указанным выше административным иском, мотивируя его тем, что публичные слушания по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. *** были проведены с нарушением порядка их проведения, установленного действующим законодательством.
Т.В. Пегушина, указывает что она как посетитель экспозиции была введена в заблуждение относительно полного и действительного предмета (проекта ГПЗУ), выносимого на публичные слушания, а также ограничена в праве внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний. Слушания проведены в месте, существенно отдаленном от обсуждаемой территории. Утверждает о создании ей препятствий для ознакомления с материалами экспозиции, в свободном их обсуждении. Указывает, на ее ограничение в праве на получение дополнительной информации от консультанта на экспозиции на личное участие в собрании, выражении своего мнения путем выступления на собрании, принятия участия в устном обсуждении Проекта. Настаивает, что на собрании не присутствовали и не выступали представители органов исполнительной власти города Москвы, как то предписано действующим законодательством. Кроме того, считает, что Протокол является результатом обработки недостоверных, заведомо ложных данных.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Т.В. Пегушиной отказать.
Об отмене указанного решения суда просит Т.В. Пегушина по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель Т.В. Пегушиной по доверенности С.В. Изместьев поддержал доводы жалобы.
Представитель Префекта ВАО г. Москвы по доверенности И.В. Ильичева просила решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица Управы района Преображенское г. Москвы по доверенности А.А. Сергеев просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 5 апреля по 13 апреля 2016 года проведены публичные слушания по проекту ГПЗУ по адресу: ул. ***.
21 апреля 2016 года проведено собрание участников публичных слушаний в здании Центральной библиотеки им. Шолохова N 70 ЦБС N 1 ВАО по адресу: г. Москва ул. Халтуринская д. 18.
20 мая 2016 года Префектом ВАО г. Москвы В.А. Тимофеевым утверждены выводы и рекомендации Окружной комиссии по проведению публичных слушаний по проекту ГПЗУ по адресу: ул. ***, а также заключение по результатам публичных слушаний по проекту ГПЗУ по адресу: ул. ***. Согласно п.1 указанных выводов и рекомендаций, публичные слушания по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. ***, признаны состоявшимися и проведенными в соответствии с действующим Градостроительным законодательством.
Из Протокола публичных слушаний N2 от 28 апреля 2016 года по проекту ГПЗУ по адресу: ул. ***, следует, что: территорией разработки является г. Москва, район Преображенское ВАО, сроки разработки 2015 год; Организация-заказчик АО "Рент-Недвижимость" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 13, стр. 1), Организация-разработчик - Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, 125047, г. Москва, Триумфальная пл., д. 1; Сроки проведения публичных слушаний: экспозиция проведена с 5 по 13 апреля 2016 года, собрание участников публичных слушаний проведено 21 апреля 2016 года; Формы оповещения: размещение информации на официальных сайтах префектуры ВАО www.vao.mos.ru и управы района Преображенское www.preobr.mos.ru; публикация в окружной газете "Восточный округ" N11(146) (март 2016 г.); расклеивание объявлений на информационных стендах района Преображенское и на досках объявлений у подъездов жилых домов;
Участники публичных слушаний: 1. Жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории района Преображенское и представители их объединений; 2. Представители органов власти (депутаты); Предложения и замечания участников публичных слушаний по проекту ГПЗУ по адресу: ул. ***, поступившие: - в период проведения экспозиции по материалам проекта - поступило 229 предложений и замечаний (Приложение N1); - во время проведения собрания участников публичных слушаний - поступило 159 предложений и замечаний (Приложение N2); - после проведения собрания участников публичных слушаний - поступило 1593 предложений и замечаний (Приложение N3) (л.д. 1-438 том 2).
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 29 июля 2016 года УУП ОМВД России по району Преображенское г. Москвы капитаном полиции Ю.В. Калиш рассмотрен материал проверки по коллективному обращению Жилищно-строительного кооператива "ЦНИКА-2" КУСП 15782 от 15.09.2016 о проверке достоверности сведений, указанных в протоколе публичных слушаний от 28 апреля 2016 года по проекту ГПЗУ по адресу: г. Москва, ул. ****, и на основании п. 3 ч. 1, ст. 145, ч. 1 ст. 153 УПК РФ, отказано в возбуждении уголовного дела (л.д. 25 том 3).
Из представленного в материалы дела копии ответа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) от 8 ноября 2016 года NМКА-02-26771/6-1 "О проекте строительства жилого дома по адресу: Б. Черкизовская ул., вл. 4" (л.д. 33 том 3) следует, что Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы рассмотрено обращение М.В. Сапенюка против высотных характеристик предполагаемого строительства жилого дома по адресу: Большая Черкизовская улица, вл. 4. При этом заявителю, разъяснено, что в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 5 ноября 2015 года (протокол N37, п.43) Москомархитектурой подготовлен проект Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) NКШ7-180000-017360 по адресу: Большая Черкизовская улица, вл. 4 (кадастровый N77:03:0003016:3) и 14 декабря 2016 года направлен в Префектуру Восточного административного округа для проведения процедуры публичных слушаний в установленном порядке. Высотные параметры проектируемого объекта (максимальная высотная отметка проектируемого объекта - 55,0 м / абсолютная отметка -197,3) превышают показатели, установленные для данной территории в отраслевой схеме высотных ограничений застройки на территории города Москвы (по данным визуально - ландшафтного анализа), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 13 августа 2012 года N 398-ПП - 35 м (от уровня земли). В целях обоснования допустимых высотных параметров проектируемого жилого дома с учетом соблюдения условий визуального восприятия в структуре городских пространств объектов культурного наследия - ансамбля Никольского Единоверческого монастыря и ансамбля памятников Преображенской старообрядческой общины были проведены дополнительные визуально - ландшафтные исследования объекта предполагаемого строительства. Представленные исследователями дополнительные материалы свидетельствуют, что размещение проектируемого объема не приведет к существенным изменениям условий восприятия объектов культурного наследия, не будет способствовать дальнейшей трансформации градостроительного окружения памятников истории и культуры (вызванной существующими крупномасштабными элементами застройки). С учетом изложенного можно сделать вывод, что предлагаемые высотные параметры объекта (максимальная высота - 55,0 м / абсолютная отметка - 197,3) не вызовут существенных нарушений визуального восприятия объектов культурного наследия в структуре городских пространств и могут быть признаны предельно допустимыми.
15 августа 2016 года вопрос о корректировке проекта ГПЗУ по адресу: Большая Черкизовская улица, вл. 4 по результатам публичных слушаний рассмотрен на Рабочей группе Градостроительно - земельной комиссии города Москвы (протокол N 32), принято решение согласиться с оформлением ГПЗУ со следующими ТЭПами: - Основные виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); образование и просвещение (3.5); обслуживание автотранспорта (4.9); - Максимальный процент застройки в границах земельного участка - предельная застроенность - не установлена; - Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений - в соответствии с заключением визуально-ландшафтного анализа (но не более 55 м); - Иные показатели; предельная плотность застройки земельного участка -24,2 тыс.кв.м/га; суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен - 7 400 кв.м, в т.ч. учебный центр с группой кратковременного пребывания детей - 600 кв.м; количество машиномест - в соответствии с действующими нормативами. ГПЗУ NКШ7-180000-017360 по адресу: Большая Черкизовская улица, вл. 4 (кадастровый N 77:03:0003016:3) утвержден приказом Москомархитектуры от 31 октября 2016 года N 3923 в соответствии с решением Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 15 августа 2016 года (протокол N 32), с учетом протокола публичных слушаний N 2 от 28 апреля 2016 года и заключения по результатам публичных слушаний по проекту ГПЗУ по адресу: ул. *** от 20 мая 2016 года.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался законностью п. 1 выводов и рекомендаций Окружной комиссии по проведению публичных слушаний по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. ***, Заключения по результатам публичных слушаний по проекту Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: ул. ***, утвержденного Префектом ВАО г. Москвы В.А. Тимофеевым от 20 мая 2016 года, а также отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца действиями должностного лица.
В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п. 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно п.п. 4 ч. 1 ст. 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предписано проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
В соответствии с ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности: 1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний; 4) оформление протокола публичных слушаний; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, административный ответчик исполнил все предусмотренные Законом этапы публичных слушаний, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 28 апреля 2016 года и подготовленным на его основе заключением от 20 мая 2016 года.
Суд первой инстанции, отклоняя довод административных истцов о том, что ознакомление с Проектом было ограничено, а его первоначальное содержание не соответствовало Проекту, принятому по итогам публичных слушаний, правомерно указал о том, что напротив, материалы дела общедоступны для ознакомления и не содержат сведений подтверждающих доводы административного истца.
Судебная коллегия учитывает, что административный истец имела возможность лично участвовать в обсуждении Проекта и вносить соответствующие замечания в Протокол, тем самым реализовать свое право на участие в градостроительной деятельности. Доказательств обратного не представлено.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях не имеет властно - обязывающего характера, не порождает правовых последствий для административного истца, и, следовательно, не может нарушать ее права и в случае несогласия с процедурными особенностями проведения публичных слушаний.
Отсутствуют основания полагать, что оспариваемым заключением и действиями должностных лиц нарушены права административного истца, относительно существа рассматриваемых вопросов на публичных слушаниях, поскольку заключением предусмотрено рекомендовать разработчику проекта обратить внимание на все замечания, изложенные в ходе их проведения, проработать и внести возможные изменения в проект планировки.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.