Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Хмара Е.И.,
судей Гудушина Н.Б., Панас Л.Ю.
при секретаре Киселевой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 10 мая 2017 года, которым постановлено:
"исковые требования Фуфаева Владимира Владимировича к Администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" Администрации муниципального образования "Емецкое" о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в участии в федеральной целевой программе "Жилище" удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Емецкое" восстановить Фуфаева Владимира Владимировича на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Администрацию муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" восстановить Фуфаева Владимира Владимировича в участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы.".
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Фуфаев В.В. обратился с иском к администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", администрации муниципального образования "Емецкое" о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в федеральной целевой программе "Жилище".
В обоснование требований указал, что относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается соответствующим удостоверением.
В 2016 году состоял под N 6 в списке граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Решением жилищной комиссии МО "Емецкое" от 26 августа 2016 года снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из Программы на основании того, что он не предоставил в администрацию МО "Холмогорский муниципальный район" все необходимые документы, подтверждающие его право на участие в Программе. Узнал об исключении из программы в декабре 2016 года в администрации МО "Емецкое". С данными решениями не согласен, так как все необходимые документы им были представлены.
Истец, представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержали. Истец пояснил, что был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2014 году. В 2016 году был снят с учета. Уведомления о необходимости предоставить дополнительные документы не получал. При постановке на учет и в последующем при предоставлении документов, расписок в получении документов ему не выдавали.
Представитель ответчика администрации МО "Емецкое" Савина Н.В. в судебном заседании пояснила, что на учет в качестве нуждающегося в 2014 году Фуфаев В.В. был поставлен неправомерно, так как им были представлены не все документы. Фуфаевым В.В. не были представлены справки о доходах членов семьи, справки о статусе малоимущей семьи, копии паспортов (предоставлены только первые два листа), справка о движимом имуществе. После реорганизации администрации МО "Емецкое" жилищной комиссией проведена проверка представленных документов, уведомлением от 23 марта 2016 года Фуфаеву В.В. было предложено подтвердить документально нуждаемость в жилом помещении по договору социального найма. Уведомление о необходимости предоставить дополнительные документы, в частности справки о доходах членов семьи, было направлено Фуфаеву В.В. простым письмом, сведения о вручении отсутствуют.
Ввиду не предоставления подтверждающих документов, справок о доходах членов семьи, Фуфаев В.В. был снят с очереди нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Решение жилищной комиссии (протокол N 3 от 05 августа 2016 года) было направлено в администрацию МО "Холмогорский муниципальный район".
Представитель ответчика администрации МО "Холмогорский муниципальный район" Изместьев А.П. в предварительном судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что при постановке на учет 17 ноября 2014 года Фуфаев В.В. был ошибочно поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как не представил необходимых документов.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что Фуфаев В.В. был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 10 апреля 2015 года. В сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2016 год по Архангельской области в категории - "граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц" числился под N 6. Согласно письму администрации МО "Холмогорский муниципальный район" от 26 августа 2016 года N 3191 снят с очереди в качестве участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы.
Судом постановленоуказанное решение, с которым не согласился ответчик - администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает, что анализ положений Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" позволяет сделать вывод о том, что законодатель наделяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, различным льготным статусом. Данный статус меняется в случаях добровольного переселения гражданина из одной радиоактивно загрязненной зоны в другую, а также в случае выезда из указанных зон на территорию, не подвергшуюся загрязнению. Таким гражданам выдавались специальные удостоверения единого образца. У истца отсутствует такое удостоверение. Считает, что решения органа местного самоуправления, оспариваемые в рамках настоящего дела, не нарушают права и интересы Фуфаева В.В.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии с правилами, установленными ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя ответчика главы администрации МО "Савинское" Н.В. Савину, пояснившей, что основанием для снятия истца с учета является отсутствие документов, подтверждающих статус малоимущей семьи, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Судом установлено, что Фуфаев В.В. является лицом, подвергшимся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии протокол N 6 от 17 ноября 2014 года, утвержденного распоряжением Главы МО "Емецкое" Дианова В.В. от 17 ноября 2014 года N 156/1.
Решением жилищной комиссии МО "Емецкое" от 26 ноября 2016 года снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из Программы на основании того, что им не предоставлены в администрацию МО "Холмогорский муниципальный район" все необходимые документы, подтверждающие его право на участие в Программе, а именно справки о доходах членов семьи, справки о статусе малоимущей семьи, копии паспортов (предоставлены только первые два листа), справка о движимом имуществе.
Разрешая исковые требования, суд, на основании анализа и оценки по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных по делу доказательств, пришел к правильному выводу об их удовлетворении.
При этом суд обоснованно исходил из положений ст. ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года N 17-П, указав, что участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.
Таким образом, пояснения представителя ответчика администрации МО "Емецкое" в суде апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права.
При этом суд дал оценку доводам представителей ответчика о необходимости предоставления запрошенных у истца документов, установив, что книга регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилых помещениях по форме установленной губернатором в Администрации МО "Емецкое" не велась. Предусмотренная Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ расписка Фуфаеву В.В. при принятии документов не выдавалась.
Учетное дело Фуфаева В.В. в администрации МО "Емецкое" велось в скоросшивателе, содержащем несколько пластиковых файлов, документы в нем находятся без описи и нумерации, что не позволяло контролировать поступившие документы.
Требование о предоставлении финансового лицевого счета было предъявлено истцу администрацией МО "Емецкое" неправомерно, так как законом предоставление данного документа не предусмотрено.
Поскольку других оснований для исключения заявителя из очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчики не указали, суд обоснованно признал их действия незаконными и удовлетворил требования заявителя.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, на основании соответствующей нормам процессуального права оценки исследованных в судебном заседании доказательств, сделан вывод об удовлетворении иска.
С учетом того, что жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ) и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда, но и связывает право на получение жилья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году лишь с нуждаемостью в жилье, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что снятие истца с учета по указанному выше основанию является незаконным.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Холмогорский муниципальный район" ссылается на то, что Фуфаев В.В. не относиться к той категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки по Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицо, выехавшее добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, поскольку не имеет удостоверения установленного образца, в котором было бы написано, что он гражданин работавший в зоне отселения, эвакуированный из указанной зоны, переселяемый из зоны отселения или выехавший из нее добровольно.
Между тем, на данные обстоятельства ответчик в суде первой инстанции не ссылался, в связи с чем они не были предметом проверки суда. Основания для исключения истца из соответствующей очереди были иные.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, согласно которым формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года выделяет 12 категорий военнослужащих и граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
При этом данный Федеральный закон устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, в том числе и в вопросе улучшения жилищных условий, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Так, в соответствии со ст. ст. 14 и 15 данного Федерального закона обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации гарантируется не всем указанным в ст. 13 данного Закона гражданам, а лишь указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой. А гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом, статьей 15 Закона прямо указано, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Этой же статьей предусмотрено, что порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определены Приказом МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 8 декабря 2006 года (в ред. Приказа МЧС РФ N 373, Минздравсоцразвития РФ N 370н, Минфина РФ N 61н от 24 июня 2009 года), а порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы утверждены Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 8 декабря 2006 года (в ред. Приказов МЧС РФ N 564, Минздравсоцразвития РФ N 518, Минфина РФ N 101н от 24 сентября 2008 года и МЧС РФ N 372, Минздравсоцразвития РФ N 369н, Минфина РФ N 60н от 24 июня 2009 года).
Данными Приказами утверждены формы выдаваемых удостоверений, которые в соответствии со ст. 4, ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона и Постановлением Правительства РФ N 907 от 31 декабря 2004 года "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дают право на меры социальной поддержки с момента их предъявления.
Фуфаеву В.В. управлением соцзащиты населения выдано удостоверение серии Б N 060011 как лицу перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Согласно данного удостоверения истец имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Удостоверение истца соответствует форме, утвержденной Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 8 декабря 2006 года.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения и отмены постановленного судом решения
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Н.Б. Гудушин
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.