Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.,
судей Ощепкова Н.Г. и Мочаловой Н.В.,
при секретаре Рудаковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе Корсак Василия Дмитриевича, Корсак Марии Михайловны,
на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2017 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корсак В.Д., Корсак М.М. обратились в суд с иском к Администрации МО город Новый Уренгой об оспаривании решения от 23 января 2017 года о непризнании молодой семьи Корсак участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, с признанием права семьи Корсак в составе 4-х человек на участие в окружной подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" с восстановлением семьи в списках участников окружной подпрограммы по дате подачи заявления.
В обоснование заявленных требований указано, что с 2014 года молодая семья Корсак была признана участницей названной подпрограммы, однако в 2017 году оспариваемым решением молодой семье отказано в признании участницей подпрограммы в связи с достижением одним из участников возраста 36 лет. Административные истцы полагают, что в силу действующего законодательства признание молодой семьи участницей подпрограммы и не получение социальных выплат до достижения максимального возраста участников, не является основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку влечет негативные последствия для семьи и законом такой отказ не предусмотрен.
Представитель Администрации МО город Новый Уренгой заявленные требования не признал, в письменных возражениях указав, что семья Корсак была включена в резервный список молодых семей, имеющих право на социальные выплаты. Ко времени формирования списка молодых семей - участников подпрограммы на 2017 год один из членов семьи достиг возраста 36 лет, и семья перестала отвечать требованиям, предусмотренным законом, что повлекло принятие оспариваемого решения органа местного самоуправления. Согласно действующему законодательству предоставление социальных выплат молодым семьям, достигших возраста более 35 лет исключается.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении требований было отказано.
С решением суда не согласны административные истцы Корсак В.Д., Корсак М.М., в совместной апелляционной жалобе просят решение суда отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Анализируя законодательство, фактические обстоятельства дела, считают что, достижение одним из членов молодой семьи возраста более 35 лет не предусмотрено законом в качестве основания для исключения участия в подпрограмме, отсутствие бюджетного финансирования в полном объеме позволяющего произвести выплаты всем участникам в установленные сроки не может повлечь негативные последствия, решение органа местного самоуправления является незаконным, что судом не было учтено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика полагал решение суда законным и обоснованным.
Административные истцы Корсак В.Д., Корсак М.М., представитель административного ответчика Администрации МО г. Новый Уренгой и представитель заинтересованного лица МКУ "Дирекция капитального строительства" были извещены о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, их участие не является обязательным. На основании ст. 150, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель административных истцов Корсак В.Д., Корсак М.М. - Кислицын А.Н., действующий на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции (с использованием систем видеоконференц - связи) на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Выслушав объяснения представителя административных истцов Кислицына А.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение Администрации города Новый Уренгой от 23 января 2017 года "О непризнании молодой семьи Корсак повторно участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям", суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности оспариваемого отказа, поскольку достижение возраста одного из членов семьи более 35 лет исключает субъективное право молодой семьи на участие в подпрограмме. Молодая семья после признания ее участницей подпрограммы становится по существу кандидатом на получение социальных выплат, молодая семья должна соответствовать требованиям по возрасту участников на день принятия решения о включении в список претендентов в планируемом году.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правомерными, основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Как установлено судом, с 2014 года молодая семья Корсак признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (Окружной подпрограммы), с ежегодным предоставлением подтверждающих документов, в 2016 году семья была включена в окружной резервный список, при формирования списка молодых семей - участников подпрограммы на 2017 год Корсак М.М. достигла возраста 37 лет, что явилось основанием к принятию оспариваемого решения органа местного самоуправления.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (постановление Правительства ЯНАО N 535-П от 27.12.2010, (далее - Порядок)).
Согласно пункту 1.2 Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружной подпрограммы являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета.
Участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья соответствующая условию - возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет) (подпункт "в" пункта 1.3 Порядка).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2808-О).
Таким образом, основания и порядок предоставления средств окружного бюджета молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы в целях улучшения их жилищных условий, осуществляется в соответствии с названным Порядком, регулирующим данные правоотношения.
Исходя из пунктов 4.10, 4.11 Порядка молодые семьи, включенные в Окружной или Федеральный резервный список и не получившие социальные выплаты в связи с недостаточностью денежных средств, в период с 01 ноября по 31 декабря текущего года обновляют документы, орган местного самоуправления вносит уточнения в списки молодых семей - участников с направлением их до 01 февраля текущего года в департамент.
Департамент до 15 февраля текущего года на основании уточненных списков молодых семей - участников Окружной и Федеральной подпрограмм, изъявивших желание получить социальную выплату, поступивших от органов местного самоуправления, вносит уточнения и утверждает Окружной сводный список молодых семей - участников Окружной подпрограммы на получение социальных выплат в разрезе муниципальных образований (пункт 4.12 Порядка).
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что выдача свидетельств молодым семьям осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников Федеральной или Окружной подпрограммы органом местного самоуправления, отобранным для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах, в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства является несоответствие требованиям, указанным пункте 1.3 настоящего Порядка (пункт 6.6).
Системное толкование указанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что исходя из целей и задач Окружной подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия, предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, на время решения вопроса о включении семьи Корсак в список претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, возраст одного из членов семьи (супруги Корсак М.М.) достиг 37 лет, что исключало субъективное право семьи на участие в Окружной подпрограмме.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления, которым 23 января 2017 года семья Корсак не признана участницей подпрограммы по возрасту членов семьи, не учитывают следующего.
На федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы с подпрограммой "Обеспечением жильем молодых семей". Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к федеральной целевой программе) - участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующему условию - возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пункт 6).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 738-О-О, от 15.01.2015 N 3-О). Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
При таком положении, как на федеральном, так и на региональном уровне установлено, что решение вопроса об участии в подпрограмме и включение в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году зависит от возрастного критерия членов молодой семьи.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что возраст имел лишь значение при решении вопроса о включении в 2014 году семьи Корсак в списки участников подпрограммы, и затем семья не подлежала исключению из списков, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Данные доводы не учитывают, что субъективное право у молодой семьи на социальные выплаты должно существовать и в 2017 году при формировании списков на получение социальной выплаты, что не имело место. При этом до принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления в 2017 году, семье Корсак не выдавалось свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий органа местного самоуправления, права либо свободы административных истцов не были нарушены, что правомерно повлекло отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.