Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Башатове И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника миграционного отдела МВД России "Бугурусланский" Нурахметова С.Т. на решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 03 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Халилова И.З.о,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника миграционного отдела МВД России "Бугурусланский" Нурахметова С.Т. от 29 мая 2017 года Халилов И.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 03 июля 2017 года по протесту исполняющего обязанности Бугурусланского межрайонного прокурора Афанасьева А.С. вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, Нурахметов С.Г. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на то, что выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку Халилов И.З. не относится к таким категориям иностранных граждан, на которых не распространяются требования п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ.
Лица, участвующие в деле: Халилов И.З., должностное лицо, вынесшее постановление, Нурахметов С.Г., и.о. Бугурусланского межрайонного прокурора Афанасьева А.С., извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Признавая Халилова И.З. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ должностное лицо исходил из того, что 28 мая 2017 года в 16 часов 00 минут в рамках проведения ОПМ "***" выявлен гражданин Республики *** Халилов И.З., проживающий по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, (адрес), который находился на территории РФ без полиса медицинского страхования, чем нарушил требования п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ).
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Халилова И.З. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Свои выводы судья районного суда мотивировал тем, что сведения о принятии решения о запрете Халилову И.З. взъезда в РФ в материалах дела отсутствуют. Халилов И.З. представил в суд документы, подтверждающие о заключении им 29 мая 2017 года договора с медицинской организацией на предоставление медицинских услуг.
Кроме того, судья указал, что Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" предусмотрена безвизовая система пересечения иностранных граждан в том числе из Республики Азербайджан Российской границы. Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488, установлено, что порядок медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами. Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года, предоставлено право гражданам в том числе Республики Азербайджана на оказание гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания скорой и неотложной медицинской помощи при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности. Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к выводу о том, что в рамках настоящего дела предоставление полиса медицинского страхования не обязательно для иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Между тем с выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Таким образом, по делу должна быть установлена, в том числе, объективная сторона административного правонарушения. Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда не выполнены.
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, помимо прочего, в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ въезд иностранного гражданина с нарушением установленных правил является основанием для признания незаконно находящимся на территории Российской Федерации, что влечет ответственность.
Как следует из материалов дела, судья районного суда в обоснование своих выводов сослался на постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации". Однако судьей при вынесении решения не было учтено, что данное постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07 ноября 2015 года N 1206, вступившего в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 N 155-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанный Закон вступил в силу с 28 декабря 2015 года.
Кроме того, применяя Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года, судьей районного суда оставлено без внимания, что на основании ст. 12 данного Соглашения оно вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи депозитарию соответствующего уведомления.
Между тем указанное Соглашение считается не вступившим в силу для Российской Федерации, так как несмотря на его подписание представителем Российской Федерации, уведомления о выполнении внутригосударственных процедур или уведомления об отсутствии необходимости их выполнения от Российской Федерации депозитарию не поступало.
Согласно сведениям о выполнении внутригосударственных процедур по Соглашению об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ данное Соглашение не вступило в силу для Российской Федерации, Республики Азербайджан, Грузии.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в том числе и в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики *** Халилов И.З. прибыл на территорию Российской Федерации 11 мая 2017 года с целью трудоустройства.
28 мая 2017 года при проверке адреса: Оренбургская область, г. Бугуруслан, (адрес) должностным лицом административного органа выявлено, что Халилов И.З. нарушил правила въезда на территорию Российской Федерации, так как полиса медицинского страхования при въезде на территорию Российской Федерации не имел. Данные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении, рапорте сотрудника полиции.
Кроме того, из письменных объяснений Халилова И.З., данных им должностному лицу при составлении протокола об административном правонарушении, усматривается, что он не знал о необходимости оформления полиса медицинского страхования при въезде на территорию Российской Федерации. Об отсутствии у Халилова И.З. полиса медицинского страхования при въезде на территорию Российской Федерации им было подтверждено в судебном заседании при рассмотрении 03 июля 2017 года протеста исполняющего обязанности Бугурусланского межрайонного прокурора Афанасьева А.С.
Однако указанным обстоятельствам судьей районного суда не дано надлежащей оценки, тем самым юридически значимые обстоятельства по настоящему делу судьей не установлены.
Допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела не позволила судье полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение, в связи с этим решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек дело подлежит возвращению в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, при необходимости истребовать дополнительные сведения, и с учетом доводов жалобы и вновь представленных доказательств принять по делу законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу заместителя начальника миграционного отдела МВД России "Бугурусланский" Нурахметова С.Т. удовлетворить.
Решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 03 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Халилова И.З.о отменить. Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Бугурусланский районный суд Оренбургской области.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.