Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Фефеловой З.С., Хазиевой Е.М. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО "Т-Плюс" о возложении обязанности выполнить расчет типа и количества пожарных автомобилей подразделения пожарной охраны, числа и мест дислокации оперативных подразделений пожарной охраны на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ", создать на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" подразделение пожарной охраны и пожарное депо в соответствии с выполненным расчетом
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2017.
Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителей ответчика Калашниковой Ю.И., Лушина А.Б., Мурманского Б.Е., Уразбаевой А.М., действующих в интересах ПАО "Т-Плюс", поддержавших доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Смольникова Е.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Сбродова С.В., действующего в интересах Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, возражавших относительно доводов жалобы и согласных с решением суда, судебная коллегия
установила:
решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2017 удовлетворен иск прокурора Кировского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО "Т-Плюс".
На ПАО "Т-Плюс" возложена обязанность в соответствии со Сводом правил СП 232.1311500.2015 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденных Приказом МЧС России от 03.07.2015 N 341, Сводом правил "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 181, Национальным стандартом Российской Федерации "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 18-ст, выполнить расчет типа и количества пожарных автомобилей подразделения пожарной охраны, числа и мест дислокации оперативных подразделений пожарной охраны, численности состава подразделения пожарной охраны на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, в 2-х км на восток от пересечения ЕКАД и ул. Высоцкого в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На ПАО "Т-Плюс" возложена обязанность создать па ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, в 2-х км на восток от пересечения ЕКАД и ул. Высоцкого подразделение пожарной охраны и пожарное депо в соответствии с выполненным расчетом в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С ПАО "Т-Плюс" взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам делам.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кировского района г.Екатеринбурга и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу ответчика подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кировского района г.Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации объекта ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" ПАО "Т-Плюс". Прокурорской проверкой установлено, что ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" не имеет объектовой пожарной части. Обеспечение ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" противопожарной защитой осуществляется пожарной частью N4, являющейся филиалом Федерального казенного учреждения отряд N1 Федеральной противопожарной службы МЧС России по Свердловской области.
Возлагая на ответчика обязанность выполнить расчет типа и количества пожарных автомобилей подразделения пожарной охраны, числа и мест дислокации оперативных подразделений пожарной охраны на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ", а также возлагая на ответчика обязанность создать на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" подразделение пожарной охраны и пожарное депо в соответствии с выполненным расчетом, суд первой инстанции сослался на подпункт 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свод правил СП 232.1311500.2015 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденных Приказом МЧС России от 03.07.2015 N 341, Свод правил "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 181, Национальный стандарт Российской Федерации "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 18-ст, часть 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также сослался на заключение заведующего кафедрой теплоэнергетики и теплотехники УралЭНИН УрФУ Мунца В.А., утвержденное 27.03.2017 проректором по науке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (УрФУ), письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 25.04.2017 N 2287эп-11-3-3, письмо МЧС России от 24.11.2016 N 19-2-3-4824, форму N6-ТП государственного статистического наблюдения, содержащую сведения о производстве тепловой и электрической энергии электростанцией за 2016 год, приказ ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" от 09.03.2011 N 15 "Об изменении установленной мощности Ново-Свердловской ТЭЦ".
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что подразделения пожарной охраны и пожарные депо должны быть созданы на производственных объектах, характеристики которых указаны в статье 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Прокурор в обоснование заявленных требований указал на подпункт 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утверждая, что суммарная мощность ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" превышает 1000 мегаватт.
В силу подпункта 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подразделения пожарной охраны и пожарные депо размещаются на производственных объектах атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.
Тепловая электростанция - это электростанция, преобразующая химическую энергию топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло.
Теплоэлектроцентраль - это паротурбинная электростанция, предназначенная для производства электрической энергии и тепла.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установленная генерирующая мощность - это электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая мощность - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени.
Суммирование электрической мощности и тепловой мощности тепловой электростанции для определения её мощности является некорректным.
Кроме того, из буквального содержания подпункта 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что поскольку мощность тепловой электростанции указана в мегаваттах, а мегаватт является единицей измерения электрической энергии, то при определении мощности тепловой электростанции применительно к положениям статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подлежит учету электрическая мощность (без учета тепловой мощности).
Вопреки ошибочному утверждению прокурора в подпункте 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не указано, что при определении мощности тепловой электростанции учитывается суммарная мощность (то есть сумма электрической мощности и тепловой мощности).
Также вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции в подпункте 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не указано, что при определении мощности тепловой электростанции учитывается тепловая мощность (в гигакалориях в час), которая может быть переведена в мегаватты.
Из материалов дела следует, что тепловая электростанция ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" имеет установленную электрическую мощность 557 мегаватт (то есть менее 1000 мегаватт).
То обстоятельство, что тепловая электростанция ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" кроме электрической мощности (557 мегаватт) имеет и тепловую мощность (более 800 гигакалорий в час), не свидетельствует о том, что мощность ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" составляет 1000 мегаватт, также не свидетельствует о том, что мощность ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" составляет более 1000 мегаватт.
Суд первой инстанции не учел и то обстоятельство, что Свод правил СП 232.1311500.2015 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденных Приказом МЧС России от 03.07.2015 N 341, распространяется на производственные объекты, на которых размещаются подразделения пожарной охраны в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Не принял во внимание суд первой инстанции и то, что Свод правил "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N181, разработан в соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов.
Кроме того, Национальный стандарт Российской Федерации "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 18-ст, распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах. В стандарте классифицируются пожарные автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.
Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на часть 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, поскольку указанная норма права регулирует дислокацию подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов, а не на производственных объектах.
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 25.04.2017 N 2287эп-11-3-3, а также письмо МЧС России от 24.11.2016 N 19-2-3-4824, согласно которым тепловая мощность ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" в гигакалориях в час, переведенная в мегаватты, превышает значение мощности, установленное статьей 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", являющиеся, по мнению суда, доказательствами, подтверждающими обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, содержат неверное толкование закона, а именно подпункта 4 пункта 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не выполнена возложенная на него законом обязанность по созданию на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" подразделения пожарной охраны и пожарного депо, а также вывод суда о наличии правовых оснований для обязания ответчика выполнить расчет типа и количества пожарных автомобилей подразделения пожарной охраны, числа и мест дислокации оперативных подразделений пожарной охраны, численности состава подразделения пожарной охраны на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, и вывод суда о наличии правовых оснований для обязания ответчика создать па ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" подразделение пожарной охраны и пожарное депо в соответствии с выполненным расчетом в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не основаны на законе и материалах дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает по делу новое решение, которым отказывает прокурору Кировского района г.Екатеринбурга, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении иска к ПАО "Т-Плюс" о возложении обязанности в соответствии со Сводом правил СП 232.1311500.2015 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденных Приказом МЧС России от 03.07.2015 N 341, Сводом правил "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 181, Национальным стандартом Российской Федерации "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 18-ст, выполнить расчет типа и количества пожарных автомобилей подразделения пожарной охраны, числа и мест дислокации оперативных подразделений пожарной охраны, численности состава подразделения пожарной охраны на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, в 2-х км на восток от пересечения ЕКАД и ул. Высоцкого, о возложении обязанности создать па ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, в 2-х км на восток от пересечения ЕКАД и ул. Высоцкого подразделение пожарной охраны и пожарное депо в соответствии с выполненным расчетом.
Согласно части 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Учитывая, что прокурору Кировского района г.Екатеринбурга, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказано в удовлетворении иска к ПАО "Т-Плюс" о возложении обязанности выполнить расчет типа и количества пожарных автомобилей подразделения пожарной охраны, числа и мест дислокации оперативных подразделений пожарной охраны на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ", о возложении обязанности создать на ПП "Ново-Свердловская ТЭЦ" подразделение пожарной охраны и пожарное депо в соответствии с выполненным расчетом, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и в части взыскания с ПАО "Т-Плюс" в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2017 отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Кировского района г.Екатеринбурга, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении иска к ПАО "Т-Плюс".
Председательствующий И.А. Волошкова
Судьи З.С. Фефелова
Е.М. Хазиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.