Решение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 23 августа 2017 г. по делу N 12-27/2017
Судья Восточно-Сибирского окружного военного суда Кулибаба Георгий Леонидович, при секретаре судебного заседания Лепской А.А., рассмотрев в помещении Восточно-Сибирского окружного военного суда, расположенного по адресу: город Чита, улица Ленинградская, д. 100, жалобу врио начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД России по Республике Бурятия (далее - ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия) Д на постановление судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении военнослужащего войсковой части 00000" ... " Яцуненко Александра Валерьевича, родившегося "дата" в городе "адрес", проходящего военную службу в войсковой части 00000, проживающего по адресу: "адрес",
установил:
Как следует из материалов дела, Яцуненко, привлеченный постановлением старшего инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия от 23 января 2017 года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей, в установленный законом срок штраф не уплатил. В связи с этим данным же должностным лицом был составлен протокол о совершении виновным административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановлением судьи гарнизонного военного суда от 28 июня 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении Яцуненко прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе Д выражает несогласие с постановлением судьи и просит его отменить, а протокол об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
При этом он, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 2.6.1, ч. 3.1 ст. 4.1, ч. 3 ст. 28.6. КоАП РФ указывает на то, что должностным лицом ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия было вынесено постановление о привлечении Яцуненко к административной ответственности за правонарушение, зафиксированное средствами фото-видеофиксации, работающими в автоматическом режиме.
Далее, приводя положения п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники и владельцы транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В случае фиксации административного правонарушения с помощью специального технического средства, копия постановления об административном правонарушении направляется по адресу собственника (владельца), указанному в регистрационном документе транспортного средства.
В органы ГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных Яцуненко не обращался, хотя изменил место жительства.
Изучив материалы дела, и проверив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.
Так, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьёй были приняты во внимание положения ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 20.25, ч. 2 ст. 29.11, ч. 1 ст. 32.2, статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ, приказа Министра внутренних дел РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", которым утверждены "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". При этом суд руководствовался и положениями Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года N 234, регламентирующими порядок направления органом (должностным лицом) лицу, привлечённому к административной ответственности, копии постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с указанными выше Правилами почтовое отправление возвращается по обратному адресу, в частности, при отказе адресата (его законного представителя) от его получения, при отсутствии адресата по указанному адресу, а также при отсутствии указанного на отправлении адреса адресата.
Также судьёй были приняты во внимание данные, содержавшиеся в копии постановления по делу об административном правонарушении от 23 января 2017 года "N", согласно которым Яцуненко, управляя автомобилем " ... " с государственным регистрационным знаком " ... ", превысил максимально разрешённую скорость движения на 25 километров в час, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, за что ему был назначен административный штраф в размере 500 рублей.
Согласно протоколу от 2 мая 2017 года "N" об административном правонарушении, Яцуненко в установленный законом срок не уплатил административный штраф.
Из сообщения начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД по Республике Бурятия от 16 июня 2017 года "N" следует, что согласно сведениям ФИС ГИБДД МВД России, водитель автомобиля " ... " с государственным регистрационным знаком " ... " зарегистрирован по адресу: "адрес".
Вместе с тем, суд принял во внимание сведения, содержавшиеся в распечатке раздела "Отслеживание почтовых отправлений" официального сайта Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в отношении почтового отправления о том, что конверт с постановлением о привлечении Яцуненко к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, 30 января 2017 года был вручён адресату, а также содержавшиеся в служебной записке директора УФПС Республики Бурятия - филиала ФГУП "Почта России" о том, что заказное письмо "N" (отправитель ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия, получатель Яцуненко, адрес; "адрес") 30 января 2017 года вручено почтальону воинской части Р., которым данный конверт не был доставлен адресату. В связи с этим судья пришёл к выводу о том, что при указании на почтовом отправлении адреса "1111" оно, в нарушение Правил было передано представителю другой воинской части, имевшей условное наименование "1111". При этом указанный представитель право на получение корреспонденции, адресованной лицу, привлекаемому к административной ответственности, не имел, и данное письмо, адресованное Яцуненко, последнему не передал.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела свидетель Р. показал, что заказное письмо, поступившее на адрес войсковой части 1111, адресованное Яцуненко, было возвращено оператору почтового отделения, так как согласно имеющемуся у него списку Яцуненко на день поступления письма не являлся военнослужащим войсковой части 1111.
С учётом вышеприведённого, судья пришёл к выводу о том, что установленные обстоятельства не позволяли сделать однозначный вывод о том, что Яцуненко был осведомлён о своей обязанности по уплате штрафа, назначенного ему постановлением должностного лица по делу об административном правонарушении от 23 января 2017 года. В связи с этим довод Яцуненко об отсутствии у него реальной возможности для своевременной уплаты назначенного административного штрафа ввиду неполучения указанного постановления судьёй был расценен как обоснованный.
Кроме того, судья пришёл к выводу о том, что доказательства наличия у Яцуненко умысла на совершение вмененного ему в вину правонарушения не представлены и в ходе рассмотрения данного дела не установлены.
Поэтому состав вменяемого Яцуненко административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, отсутствовал.
В связи с указанным судья, руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, пришёл к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Яцуненко подлежит прекращению.
Однако согласиться с таким решением оснований не имеется.
Так, при рассмотрении дела не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, а также не приняты во внимание положения действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок регистрации транспортных средств и изменения регистрационных данных в Государственной инспекции в случае возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Так, согласно представленным материалам, 23 января 2017 года инспектором ЦАФАП ОДД ГИБДД по Республике Бурятия в отношении Яцуненко было вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ.
Копия указанного постановления была направлена Яцуненко заказным почтовым отправлением по адресу его места жительства, указанному в карточке учёта транспортного средства, то есть по адресу: "адрес" и иными сведениями о месте жительства последнего сотрудник ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Республике Бурятия, оформлявший постановление по делу об административном правонарушении, не располагал.
Согласно п. 24.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утверждённых приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года (далее - Правила), транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан РФ или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учёта.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что собственники транспортных средств, либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичное положение отражено в п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 названных Правил, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 45.1 приказа МВД России от 07.08.2013 года N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" в свидетельство о регистрации транспортного средства, а также в реестр регистрации транспортных средств (приложение N 3 к Административному регламенту) вносятся регистрационные данные, к которым относятся сведения о транспортном средстве и его владельце, подлежащие обязательному учёту.
Из приложения N 3 к Административному регламенту следует, что обязательному учёту в числе сведений о собственнике транспортного средства подлежит и адрес места жительства физического лица.
На основании приведённых норм, а также положений главы II о порядке регистрации транспортных средств указанных Правил, поскольку указание сведений о месте жительства или пребывания физического лица является обязательным при регистрации транспортного средства, то уведомление Государственной инспекции об изменении данных регистрационных сведений является для собственников транспортных средств обязательным в течение 10 суток после возникновения соответствующих обстоятельств.
Вместе с тем, согласно отметке в паспорте Яцуненко он с 16 ноября 2016 года зарегистрирован по адресу: "адрес", воинская часть.
Однако материалы дела не содержат доказательств тому, что Яцуненко с момента регистрации транспортного средства, на котором было совершено административное правонарушение, в установленном указанными Правилами порядке, уведомлял ГИБДД об изменении своего места жительства.
А поэтому, изменение места жительства Яцуненко не свидетельствует о том, что должностным лицом не исполнены требования КоАП РФ о направлении ему по почте копии постановления об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах именно Яцуненко нёс риск неполучения им юридически значимой корреспонденции, которая направлялась ему по вышеупомянутому адресу: " ... "
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 данного Кодекса.
Судьёй данные обстоятельства были оставлены без должного внимания.
Также при рассмотрении данного дела, несмотря на имеющуюся информацию о сдаче почтальоном Р. заказного письма, адресованного Яцуненко, оператору почтовой связи, дальнейшая судьба данного письма установлена не была, как и факт его возвращения сотруднику ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Республике Бурятия, оформлявшему постановление по делу об административном правонарушении. Данное обстоятельство было необходимо для установления факта вступления постановления о наложении на Яцуненко административного штрафа в законную силу и правомерности составления протокола от 2 мая 2017 года " ... " об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Требовала проверки и уплата штрафа Яцуненко за совершённое им административное правонарушение 23 января 2017 года, платёж за которое датирован 27 апреля 2017 года, во взаимосвязи с его неосведомлённостью о необходимости данного платежа и возможным неполучением копии постановления об административном нарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ от 23 января 2017 года.
Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили судье гарнизонного военного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ не истек.
В связи с этим жалоба должностного лица полежит удовлетворению.
При новом рассмотрении дела судье гарнизонного военного суда необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и учитывая названные выше нарушения принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении военнослужащего войсковой части 00000" ... " Яцуненко Александра Валерьевича отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Яцуненко А.В. направить на новое рассмотрение в Улан-Удэнский гарнизонный военный суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.