Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 15 августа 2017 г. по делу N 33а-158/2017
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Антонова А.Г.,
судей Кулибабы Г.Л. и Гребенкина И.П.,
при секретаре Батомункуевой С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 подполковника юстиции запаса Макаренко Константина Ивановича об оспаривании действий командиров войсковых частей 11111 и 00000, а также руководителей Федеральных казенных учреждений "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") и "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области"), связанных с порядком исключения из списков личного состава войсковой части 00000, по апелляционной жалобе командира войсковой части 00000 на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 22 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Гребенкина И.П., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа полковника юстиции Кокоева С.С., предложившего решение суда изменить, окружной военный суд
установил:
приказом командующего войсками Центрального военного округа от 25 августа 2016 года "N" Макаренко досрочно уволен с военной службы в запас в связи с лишением допуска к государственной тайне (подп. "г" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом командира войсковой части 11111 от 5 сентября 2016 года "N" (в редакции этого приказа от 17 февраля 2017 года "N") Макаренко исключен из списков личного состава воинской части с 27 марта 2017 года.
В этом приказе также указано о предоставлении Макаренко в период с 24 января 2017 года по 26 марта 2017 года основного и дополнительных отпусков за 2017 год, из расчета, основной отпуск за 2017 год - 17 суток (пропорционально прослуженному времени), дополнительные отпуска, предусмотренные пп. 5.1, 12 и абз. 6 п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответственно, 15 и 30 суток.
Помимо этого, в приказе указано о необходимости выплаты Макаренко суточных в сумме 900 рублей за трое суток следования к новому месту службы от "адрес" до "адрес".
Макаренко оспорил в судебном порядке приказ об исключении из списков личного состава воинской части и указал, что на день исключения из этих списков ему не было предоставлено право на прохождение военно-врачебной комиссии (далее - ВВК), не возмещена стоимость проезда к месту проведения основного отпуска за 2017 год и обратно в размере 5 171,6 руб., не были предоставлены 15 дополнительных суток отдыха за привлечение его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период с 28 апреля по 6 сентября 2016 года, а именно не было учтено время следования его от места жительства к месту службы и обратно, составляющее 3 часа в день, также не произведена выплата суточных при следовании к новому месту службы в 2016 году из "адрес" до "адрес" и далее до "адрес" в размере 3 000 рублей. Кроме того, основной отпуск за 2017 год предоставлен не в полном объеме.
В этой связи Макаренко просил суд признать незаконными действия командиров войсковых частей 00000 и 11111, обязать командира войсковой части 11111 отменить свой приказ от 17 февраля 2017 года "N" в части исключения его из списков личного состава войсковой части 00000 и восстановить его в этих списках, обеспечив всеми видами довольствия, направить его для прохождения ВВК, компенсировать понесённые им за счёт собственных средств расходы по проезду к месту проведения отпуска в "адрес" и обратно, издать приказ на выплату суточных за время следования к новому месту службы от "адрес" до "адрес" и выплатить их, а также возместить судебные расходы.
Определением Иркутского гарнизонного военного суда от 22 мая 2017 года прекращено производство по административному делу в части требований Макаренко, касающихся оспаривания действий командиров войсковых частей 11111 и 00000 по необеспечению его суточными за время нахождения в пути следования к новому месту службы из "адрес" до "адрес".
Решением гарнизонного военного суда от 22 мая 2017 года административное исковое заявление Макаренко удовлетворено частично.
Действия командиров войсковых частей 00000 и 11111, связанные с исключением Макаренко из списков личного состава воинской части, суд признал незаконными и обязал командира войсковой части 00000 издать приказ о компенсации административному истцу стоимости проезда к месту проведения основного отпуска за 2017 год и обратно в сумме 5171 руб. 60 коп., а командира войсковой части 11111 внести изменения в изданный им приказ от 17 февраля 2017 года "N", перенеся дату исключения Макаренко из списков части на 31 марта 2017 года, обеспечив его денежным довольствием за период с 27 по 31 марта 2017 года.
На руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" возложена обязанность по обеспечению Макаренко денежным довольствием за период с 27 по 31 марта 2017 года, так же с этого финансового учреждения в пользу административного истца взысканы суточные в сумме - 900 рублей.
Этим же решением с ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" в пользу административного истца взысканы 5 171,6 руб. - компенсация расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно и 300 рублей в возмещение судебных расходов.
В удовлетворении остальных требований Макаренко отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части 00000 просит решение суда в части признания незаконными действий командиров войсковых частей 00000 и 11111 отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, автор жалобы приводит самостоятельный анализ обстоятельств дела, ссылаясь на п. "а" ч. 2 ст. 28 приказа Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года N 660, указывает, что по состоянию на 22 января 2017 года Макаренко были предоставлены все отпуска за 2015 и 2016 года и спланированы отпуска за 2017 год. Неоднократные предложения командования по представлению рапорта о направлении в основной отпуск за 2017 год с указанием места его проведения Макаренко по различным причинам игнорировал. В этой связи в целях недопущения возникновения материального ущерба от необоснованного затягивания сроков исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава части командованием было принято решение о предоставлении Макаренко этих отпусков с 24 января 2017 года без предоставления дополнительных суток для проезда к месту их проведения и обратно. При этом автор жалобы обращает внимание на то, что с указанным приказом Макаренко был ознакомлен в день его издания и не обжалован.
На основании приведенных доводов автор жалобы полагает, что не имеется оснований для предоставления Макаренко дополнительно 4 суток к основному отпуску для проезда к месту его проведения, компенсации затрат на этот проезд в сумме 5 171,6 руб., а также изменения даты исключения административного истца из списков личного состава воинской части.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Начальник ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ окружной военный суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска для военнослужащих, имеющих продолжительность военной службы в льготном исчислении 20 лет и более, установлена 45 суток. При этом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пп. 3, 10 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
Из п. 1.1 ст. 20 Федерального закона, следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного отпуска и обратно.
Пунктом 1 приказа Министра обороны РФ от 8 июня 2000 года N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" определено, что расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), подлежат возмещению военнослужащим после осуществления проезда, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих.
Согласно пп. 5.1 и 12 ст. 11 Федерального закона военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", помимо основного отпуска, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток. В год увольнения с военной службы указанный отпуск предоставляется военнослужащему в полном объеме.
В соответствии с абз. 6 п. 10 ст. 11 Федерального закона военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.
Согласно п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
В соответствии с пп. 16 и 18 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Макаренко, имеющему общую продолжительность военной службы более 20 лет, в период с 24 января по 26 марта 2017 года пропорционально прослуженному времени предоставлен основной отпуск за 2017 год (45 суток : 12 месяцев в году х 3 прослуженных месяцев = 12 (11,25) суток), продолжительность которого увеличена на 5 суток за службу в отдаленной местности ("адрес"). Помимо этого Макаренко предоставлены дополнительные отпуска как ветерану боевых действий - 15 суток и по личным обстоятельствам - 30 суток, Общая продолжительность основного и дополнительных отпусков составила 62 суток.
При этом 23 января 2017 года Макаренко обратился к командиру воинской части с рапортом о предоставлении дополнительного отпуска по личным обстоятельствам с местом его проведения в "адрес", 15 марта 2017 года просил предоставить ему воинские перевозочные документы для следования в этот город.
6 апреля 2017 года Макаренко обратился с рапортом о компенсации расходов по проезду к месту проведения отпуска в "адрес" и обратно в сумме 5 171,6 руб.
Данные рапорта Макаренко остались нереализованными.
Между тем как следует из проездных документов в период пребывания в отпусках за 2017 год Макаренко совершил проезд железнодорожным транспортом от "адрес" до "адрес" и обратно, стоимость этого проезда составила 5 171,6 руб., а общая продолжительность 4 суток (по двое суток в каждом направлении).
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводами гарнизонного военного суда о том, что Макаренко, представив в воинскую часть проездные документы, подтверждающие его фактические затраты на проезд к месту проведения основного отпуска и обратно в 2017 году, на основании этих документов имел право на компенсацию стоимости проезда к месту его проведения, а также на увеличение продолжительности основного отпуска на 4 суток, необходимых ему для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Вместе с тем принимая решение о восстановлении нарушенных прав административного истца путем увеличения продолжительности предоставленных ему отпусков на 4 суток и перенося в связи с этим дату окончания его военной службы, судом оставлен без внимания вопрос обоснованности расчета самой продолжительности основного отпуска за 2017 год, что, по сути, и является предметом судебного рассмотрения в данной части требований.
Так, согласно требованиям п. 5 ст. 11 Федерального закона за службу в отдаленной местности увеличивается продолжительность именно установленного военнослужащему основного отпуска, а не его пропорции относительно прослуженных военнослужащим полных месяцев.
Исходя из буквального толкования этой нормы продолжительность основного отпуска Макаренко за 2017 год должна была составить не 17 фактически предоставленных ему суток, а лишь 13 суток (45 суток основного отпуска + 5 суток за службу в отдаленной местности) : 12 месяцев в году х 3 прослуженных месяца = 13 (12,49) суток).
Следовательно, увеличение продолжительности основного отпуска Макаренко на 4 суток, затраченных им на проезд к месту проведения отпуска и обратно, в сумме образуют те же самые 17 суток, а общая продолжительность представленных с 24 января 2017 года по 26 марта 2017 года отпусков те же 62 суток.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии законных оснований для увеличения продолжительности фактически предоставленного Макаренко основного отпуска за 2017 год, изменения в связи с этим даты исключения его из списков личного состава воинской части и как следствие обеспечения денежным довольствием за период с 27 по 31 марта 2017 года.
Более того следует отметить, что отсутствовали правовые основания для повторного обеспечения Макаренко денежным довольствием за 27 марта 2017 года, поскольку таковым он уже был обеспечен при исключении из списков личного состава воинской части.
Доводы жалобы о том, что с соответствующим рапортом о предоставлении основного отпуска за 2017 год Макаренко в январе 2017 года не обращался, а после написания необходимого рапорта в марте 2017 года для получения воинских перевозочных документов не прибыл в воинскую часть, не могут повлиять на выводы суда, поскольку, достоверно зная о намерении увольняемого военнослужащего провести оставшиеся отпуска за пределами Иркутской области, командир воинской части не предпринял действенных мер (не издал приказ, не внес изменения в ранее изданный приказ), направленных на реализацию права военнослужащего по проезду к месту проведения основного отпуска. Тем более что на его реализацию военнослужащий вправе был рассчитывать вплоть до исключения его из списков личного состава воинской части.
Правомерно судом первой инстанции удовлетворены требования Макаренко о взыскании с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" суточных в сумме 900 рублей за время следования к новому месту службы от "адрес" до "адрес".
Так, согласно пп. 122 и 131 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт, производится выплата суточных в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути - в размере, установленном для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.
Возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Как следует из материалов дела на основании приказа Министра обороны РФ "N" от 29 мая 2016 года Макаренко в период с 22 до 25 апреля 2016 года следовал к новому месту службы из "адрес" в "адрес".
В соответствии с приказом командира войсковой части 11111 от 17 февраля 2017 года "N" за эти трое суток нахождения в пути Макаренко подлежат выплате суточные в сумме 900 рублей.
Однако согласно расчетным листкам эти денежные средства Макаренко так и не были перечислены.
Что же касается требований Макаренко о признании незаконными действий командования по ненаправлению его на ВВК и непредоставлению 15 дополнительных суток отдыха, обусловленных длительностью проезда в рабочие дни в период с 28 апреля по 6 сентября 2017 года к месту службы, то окружной военный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности административного иска в данной части. Мотивы, по которым суд отказал в удовлетворении этих требований, должным образом приведены в судебном решении и сомнений в своей объективности не вызывают.
Помимо этого стоит отметить, что гарнизонный военный суд обоснованно указал в решении на то, что невыплата Макаренко суточных в сумме 900 рублей и компенсации расходов по проезду в основной отпуск за 2017 год в сумме 5 171,6 руб. на день исключения из списков личного состава воинской части сама по себе не может служить основанием для его восстановления в указанных списках, а восстановление этого нарушения прав возможно путем устранения только допущенного нарушения, то есть выплатой указанных денежных сумм.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Учитывая вышеизложенное, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле материалов, но изложенные в решении выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ полагает необходимым решение суда первой инстанции в части, касающейся признания незаконными отдельных действий должностных лиц и возложения в связи с этим на них обязанности по внесению изменений в соответствующий приказ о предоставлении Макаренко к основному отпуску для следования к месту его проведения дополнительно 4 суток, изменению даты исключения административного истца из списков личного состава воинской части и обеспечению его денежным довольствием за период с 27 по 31 марта 2017 года, отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом изложенного суд обоснованно взыскал судебные расходы с довольствующего органа - финансово-экономической службы в полном размере.
Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 22 мая 2017 года по делу по административному исковому заявлению Макаренко Константина Ивановича в части, касающейся признания незаконными действий командира войсковой части 00000 по непредоставлению Макаренко К.И. времени для следования в основной отпуск за 2017 год и обратно, исключению его из списков личного состава воинской части с 27 марта 2017 года, возложения на командира войсковой части 00000 обязанности по внесению изменений в свой приказ "N" от 17 февраля 2017 года о предоставлении Макаренко К.И. 4 суток для следования к месту проведения отпуска и изменению даты исключения административного истца из списков личного состава воинской части, а также возложения обязанности на командира войсковой части 00000 по обеспечению, а на руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" по выплате Макаренко К.И. денежного довольствия за период с 27 по 31 марта 2017 года, отменить.
Принять в этой части новое решение, которым отказать Макаренко Константину Ивановичу в удовлетворении требований административного искового заявления.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: Г.Л. Кулибаба
И.П. Гребенкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.