Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Трубиной Ларисы Владимировны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 04.05.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Трубиной Л.В., представителя ответчика Кузнецовой А.В., действующей на основании доверенности N07-12-01 от 22.08.2017, судебная коллегия
установила:
Трубина Л.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области (далее - пенсионный орган), в котором просила:
признать решение N631/17 от 20.01.2017 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным;
возложить обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год за один год и шесть месяцев):
с 29.05.2001 по 31.05.2002 в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии в войсковой части 62006 (госпиталь);
в календарном исчислении:
с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение";
нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.2006 по 27.11.2006;
назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10.01.2017;
В обоснование иска указала, что в оспариваемые периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, на время которых за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд. Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Трубина Л.В. 08.01.2017 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа N631/17 от 20.01.2017 Трубиной Л.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку ею не выработан необходимый стаж. Считала решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В силу того, что истец обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением до возникновения у неё права на досрочную страховую пенсию по старости, то оснований для удовлетворения требований Трубиной Л.В. не имеется.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 04.05.2017 иск Трубиной Л.В. удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Трубиной Л.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от истца поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явился представитель ответчика, настаивавший на доводах апелляционной жалобы, истец, указавший на законность и обоснованность решения суда.
Представитель третьего лица ПАО "ВСМПО-АВИСМА" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебного извещения (N33-14352/2017 от 31.07.2017). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7; ст.37, ч.3; ст. 39, ч.1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п.п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области N631/17 от 20.01.2017 Трубиной Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года за N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку ею не выработан необходимый стаж.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган не включил периоды осуществления Трубиной Л.В. трудовой деятельности с 29.05.2001 по 31.05.2002 в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии в войсковой части 62006 (госпиталь), с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.2006 по 27.11.2006.
Общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила 27 лет 03 месяца 03 дня.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, принял к зачёту в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на основании п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период осуществления Трубиной Л.В. трудовой деятельности с 29.05.2001 по 31.05.2002 в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии в войсковой части 62006 (госпиталь).
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности включения в специальный стаж истца, указанного выше периода, судебная коллегия признаёт несостоятельными.
В соответствии с п.п. "б" п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 настоящих Правил, к каковым относится работа в качестве медицинской сестры-анестезиста в госпиталях всех наименований.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрены структурные подразделения, работа в которых засчитывается как 1 год работы за 1 год и шесть месяцев. Среди структурных подразделений, в частности предусмотрены как отделения анестезиологии-реанимации, так и реанимации и интенсивной терапии в госпиталях всех наименований.
Включая оспариваемый период в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции правомерно исходил из перечисленных выше положений, а также совокупности представленных истцом в материалы письменных доказательств (трудовой книжки, приказов о приеме на работу и об увольнении Трубиной Л.В., справки командира войсковой части 62066 от 15.12.2009, приказа командира войсковой части 62066 N206 от 29.12.2000, обзорной справки от 26.05.2003 N209, архивной справки от 17.03.2017 N25/204т, исторической справки), которыми обстоятельства осуществления Трубиной Л.В. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в должности медицинской сестры-анестезиста в войсковой части 62066, являющейся госпиталем нашли своё полное подтверждение, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
При этом, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам осуществления истцом профессиональной деятельности в отделении анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии войсковой части, работа в каждом из которых по отдельности даёт Трубиной Л.В. право на исчисление спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении.
С доводами апелляционной жалобы о неправомерности включения в специальный стаж истца, периода нахождения её на курсах повышения квалификации, судебная коллегия также не может согласиться.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные положение содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (ст. 112).
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность (в периоды предшествующие и последующие курсам повышения квалификации Трубина Л.В. осуществляла лечебную деятельность в качестве медицинской сестры в МУ "Медико-санитарная часть "Тирус", включенные пенсионным оранном в специальный стаж в календарном исчислении).
Право лица на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данного периода, фактически носящего вынужденный характер, из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежал включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в календарном исчислении.
Вместе с тем, выводы суда о возможности зачета в специальный стаж периода работы истца с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", нельзя признать состоятельными, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживают внимания.
Разрешая спор и удовлетворяя иск в части включения указанного выше периода в специальный стаж, суд исходил из того, что в период работы с 01.06.2002 по 30.05.2003 в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" истец постоянно в условиях занятости полного рабочего дня выполняла функции по должности медицинской сестры-анестезиста.
Между тем, судом не учтено, что разделом "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 такие наименования учреждений, как открытое акционерное общество и медико-санитарная часть (цех) открытого акционерного общества, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.
Включая в специальный стаж Трубиной Л.В. период её работы в медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", суд фактически указал на то, что указанная медико-санитарная часть (цех), как самостоятельное структурное подразделение открытого акционерного общества является учреждением здравоохранения.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30).
ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" и его структурное подразделение - медико-санитарная часть (цехN), образованное в 2001 году, в результате реорганизации лечебно-профилактического комплекса (цех N), существовавшего после многочисленных изменений в структуре юридического лица с 1985 года, не являлись учреждением здравоохранения и не были поименованы в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22.07.1982 N715, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 N395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 N229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 N627.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N529н, медико-санитарная часть (цех) акционерных обществ в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, медико-санитарная часть (цех) акционерного общества не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом судом не учтено, что устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
С учетом перечисленного выше возможность применения к спорному периоду п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, предусматривающего включение в специальный стаж лечебной деятельности в медико-санитарной части, являющейся структурным подразделением организации, исключается.
Помимо этого, включая Трубиной Л.В. в специальный стаж спорный период суд первой инстанции также исходили из того, что в этот период истец фактически осуществляла трудовую деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, при этом работодатель производил оплату страховых взносов в пенсионный фонд.
Между тем, указанный вывод суда сделан без учета разъяснений, изложенных в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N7-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в п.3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке истцу работодателем, подтверждающие, что Трубина Л.В. в спорный период, работая в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж Трубиной Л.В. периода её трудовой деятельности с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" нельзя признать правомерными.
В связи с отсутствием необходимого стажа, оснований для назначения Трубиной Л.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
При таких обстоятельствах судебное постановление в части признания незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области N631/17 от 20.01.2017 об отказе в включение Трубиной Л.В. в специальный страховой стаж периода работы с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", а также возложения на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области обязанностей принять к зачету в специальный стаж Трубиной Л.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10.01.2017 подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении названных требований.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 04.05.2017 в части признания незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области N631/17 от 20.01.2017 об отказе в включение Трубиной Ларисе Владимировне в специальный страховой стаж периода работы с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", а также возложения на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области обязанностей принять к зачету в специальный стаж Трубиной Ларисы Владимировны, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 01.06.2002 по 30.05.2003 в качестве медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации медико-санитарной части (цехN) ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение", назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10.01.2017, отменить.
Принять в указанных частях новое решение об отказе Трубиной Ларисе Владимировне в удовлетворении названных требований.
В остальной части решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 04.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.Л. Редозубова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.