Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Строчкиной Е.А.,
судей Товчигречко М.М., Болотовой Л.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
с участием представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю Ситниковой В.Г.,
представителя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя Подсвировой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 31 августа 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю Ситниковой В.Г.,
на решение Ставропольского краевого суда от 03 мая 2017 года
по административному иску комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее Управление Росреестра по Ставропольскому краю), комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю (далее комиссия) о признании незаконным решения комиссии от 09.12.2016 года N1360 в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства офисного здания, расположенный по адресу: *, в сумме 3553000 руб. на основании отчета N 021/2016/3 от 11.11.2016 года, выполненного ООО "Центр Экспертизы и Оценки "ТрайКо", восстановлении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 8155293,75 руб., определенной по состоянию на 01.01.2015 года, утвержденной 29.11.2015 года и внесенной в ГКН 19.12.2015 года, с указанием, что восстановленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством с 19.12.2015 года.
Заявление мотивировано тем, что решение принято на основании документов, полученных с нарушением требований действующего законодательства, поскольку представленный заявителем отчет о рыночной оценке объекта недвижимости оформлен с нарушением требований пункта 13 ФСО N 1, пункта 5 ФСО N 3, пункта 11 ФСО N 4. Оценщиком использованы объекты-налоги, имеющие существенные отличия от объекта оценки по ценообразующим факторам (площади, целевому использованию), неверно применена корректировка на условия продажи (уторгование) в размере 14 %, относящаяся к пассивному рынку, не применена корректировка по дате предложения. В таких обстоятельствах решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверного отчета нарушает имущественные права истца.
Решением Ставропольского краевого суда от 03 мая 2017 года административное исковое заявление удовлетворено, судом постановлено:
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 09.12.2016 года N 1360 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере рыночной.
Восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства офисного здания, расположенного по адресу: *, в размере 8155293,75 руб., определенной по состоянию на 01.01.2015 года, утвержденной 29.11.2015 года и внесенной в государственный кадастр недвижимости 19.12.2015 года.
Восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером * применяется для целей, установленных действующим законодательством, с 19.12.2015 года.
Не согласившись с постановленным по делу решением, представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю Ситникова В.Г. подала на него апелляционную жалобу, в которой выражает свое несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители администрации города Ставрополя, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, заинтересованные лица, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ситникову В.Г., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя КУМИ г.Ставрополя Подсвирову Е.А., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление, заявленное в порядке главы 22 данного закона, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 данной статьи).
В части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссия осуществляет свою деятельность на основании указанного Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности, содержащая предписания о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусматривает право обжалования в месячный срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обязанность указанной комиссии в семидневный срок с даты поступления заявления направить уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости, а также возможность оспаривания решения комиссии в судебном порядке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Порядок), который регулирует процедурные вопросы работы комиссии.
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.
В Ставропольском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 сентября 2012 года N П/485 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в составе 4 человек. Принятыми впоследствии приказами Росреестра, в состав комиссии внесены изменения относительно ее персонального состава, численный состав комиссии остался прежним.
В соответствии с пунктом 13 Порядка, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.
Аналогичный перечень документов предусмотрен абзацами 18-25 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии, либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Из приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 октября 2012 года NП/485 следует, что численный состав Комиссии установлен из 4 человек.
Согласно положениям Закона об оценочной деятельности, а также Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям ст. 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Статьей 11 Закона об оценочной деятельности установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными, для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611 утвержден федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", в соответствии которым оценщик при применении сравнительного подхода должен учитывать изложенные в пункте 22 положения, в том числе при применении корректировок.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 04.03.2016 года между администрацией города Ставрополя (арендодатель) и Урусовым А.И. (арендатор) был заключен договор N 5673, по условиям которого Урусову А.И. в аренду сроком на 3 года по 03.03.2019 года для завершения строительства офисного здания предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства офисного здания, расположенный по адресу: *.
Согласно условиям пункта 3.1 договоры аренды и приложения к нему, расчет арендной платы за пользование вышеназванного земельного участка производится в соответствии с действующим законодательством согласно расчету, приведенном в Приложении N 1, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости.
В соответствии с кадастровой справкой от 31 октября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет 8155293 рубля 75 копеек.
28 ноября 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю поступило заявление от Урусова А.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимости - земельного участка площадью * кв.м., с кадастровым номером *, адрес (местоположение): *.
Решением Комиссии от 09 декабря 2016 года удовлетворено заявление Урусова А.И., определена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке в размере 3553000 рублей по состоянию на 01.01.2015 года, выполненном ООО "Центр Экспертизы и Оценки "ТрайКо" N021/2016/3 от 11.11.2016 года.
При рассмотрении заявлений Урусова А.И. принимали участие три члена комиссии - председатель Коротина С.Г. (начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по СК), заместитель председателя Григорьева Н.В. (начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"), член комиссии Максимова М.И. (начальник отдела реестра государственной собственности Министерства имущественных отношений СК), при участии секретаря Бочарниковой С.А. Следовательно, заседание комиссии являлось правомочным, поскольку в работе комиссии приняли участие более половины ее членов. Все члены комиссии проголосовали "за". Таким образом, обжалуемые решения приняты большинством голосов.
В указанном Отчете об оценке оценщиком произведен анализ рынка земельных участков Ставропольского края, города Ставрополя на 01 января 2015 года, приведены основанные предложения о продаже земельных участков, представленных на рынке на дату оценки, обоснован вывод о средней ликвидности объекта оценки, произведен расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно установлено, что в сравнительной таблице N 7 отчета содержится информация, что общая площадь объекта-аналога N 2 (2 800 кв.м.) и аналога N 3 (3 500 кв.м.), что существенно отличается от площади объекта оценки, которая составляет 1 875 кв. м., использованная при расчетах информация о стоимости аналога N 2 (5500000 руб.), виде имущественных прав аналогов N 1, 3, не подтверждена.
В отчете не проведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности) в разделе "Описание применяемых корректировок", то есть, оценщиком не выполнены требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, предусмотренные главой IV ФСО N 3.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно поставил под сомнение достоверность выводов оценщика и пришел к верному выводу об удовлетворения административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 03 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.