Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Пшиготского А.И.,
судей Леневой Ю.А., Оганесян Л.С.,
при секретаре Кребель В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Оконешниковского муниципального района Омской области на решение Оконешниковского районного суда Омской области от 20 июня 2017 года, которым постановлено:
"Заявленный иск удовлетворить.
Признать за Стоколос А. Л., " ... " года рождения, право собственности на земельную долю категории земель сельскохозяйственного назначения размером " ... " гектар из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения Оконешниковского муниципального района Омской области.
Признать за Ушаковым С. В., " ... " года рождения, право собственности на земельную долю категории земель сельскохозяйственного назначения размером " ... " гектар из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения Оконешниковского муниципального района Омской области",
заслушав доклад судьи областного суда Оганесян Л.С., судебная коллегия
установила:
Стоколос А.Л., Ушаков С.В. обратились в суд с исками к администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании права собственности на земельные доли.
В обоснование заявленных исковых требований указывали на то, что в соответствии с приказом директора совхоза "Любимовский" от 06 октября 1989 г. N 181/к были направлены на обучение по специальности тракторист-машинист в Оконешниковское сельское среднее профессиональное техническое училище N 19 (далее- Оконешниковское ССПТУ N 19), где обучались до 17 июня 1992 г. Являясь стипендиатами совхоза "Любимовский", они получали в совхозе стипендию, а во время прохождения производственной практики - заработную плату, то есть относились к работникам совхоза "Любимовский". После окончания Оконешниковского ССПТУ N 19 были призван в ряды Вооруженных сил РФ, где проходили срочную службу с 1992 г. по 1993г. В этот период была проведена земельная реформа и реорганизация сельскохозяйственных предприятий. При этом, из действующего на тот момент законодательства следует, что они имели право на получение бесплатного земельного пая, однако необоснованно не были включены в соответствующий список лиц, в результате чего их права были нарушены.
С учетом изложенного, просили признать за Стоколосом А.Л. и Ушаковым С.В. право собственности на земельные доли категории земель сельскохозяйственного назначения размером по " ... " гектар из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения Оконешниковского муниципального района Омской области.
Определением суда от 24 мая 2017 г. гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истцы Стоколос А.Л., Ушаков С.В. и их представитель - адвокат Рыбалко С.В., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Оконешниковского муниципального района Омской области, третьих лиц - администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, СПК "Любимовский", Межмуниципального Калачинского отдела Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежаще.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - и.о. главы Оконешниковского муниципального района Омской области Иванов А.И., действующий на основании распоряжения от 28 июня 2017 г. N35-рл, просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцы не имеют право на получение в собственность земельных долей, т.к. в 1989 г. являлись стипендиатами совхоза Любимовский, а не его работниками. Также полагает, что судом неверно определен размер земельных долей.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов - адвокат Рыбалко С.В. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны, представители третьих лиц участия не приняли, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Из материалов дела следует, что с 01 октября 1989 г. по 17 июня 1992 г. Стоколос А.Л. и Ушаков С.В. обучались в Оконешниковском ССПТУ N 19 по специальности тракторист-машинист и являлись стипендиатами совхоза "Любимовский".
После этого, Стоколос А.Л. с 19 июня 1992 г. по 06 декабря 1993 г., а Ушаков с 01 июля 1992 г. по 16 сентября 1993 г. проходили военную службу по призыву.
По возвращении из армии 15 февраля 1994 г. Стоколос А.Л. был трудоустроен в АО "Любимовское" (которое в мае 1996 г. было преобразовано в ЗАО "Любимовское", а в августе 2004 г. в СПК "Любимовский"), где работал до 01 июня 2013 г. в должности тракториста.
Ушаков С.В. также работал в данном Обществе с 27 июня 1994 г. по 03 мая 2016 г. сначала в должности рабочего строительного цеха, а затем в должности шофера автопарка.
При этом, в список лиц, наделенных земельными паями истцы не вносились.
Обращаясь в суд с настоящими исками, Стоколос А.Л. и Ушаков С.В. ссылались на то, что в соответствии с действующим в период проведения аграрной реформы законодательством они имели право на получение бесплатного земельного пая, однако при реорганизации совхоза "Любимовский" в 1992 г. по независящим от них причинам не были включены в соответствующий список лиц.
Данные доводы судом проверялись и признаны состоятельными, что в итоге явилось основанием для удовлетворения исковых требований. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правильными, соответствующими собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Так, Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" была предусмотрена передача земель коллективам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в собственность.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" совхозы и колхозы были обязаны до 01 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В п.п. 8, 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 г. N 708, было указано, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли на основании списка лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02 марта 1992 г. N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан".
Согласно данному Указу Президента РФ к лицам, имеющим право на получение земли в собственность, относились работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории, лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Исходя из смысла и анализа вышеприведенных норм права, все работники совхозов на момент реорганизации имели право на получение бесплатного земельного пая. Законодатель не связывал ни выделение земельного пая, ни его размер с трудовым вкладом. Более того, осуществление земельной реформы было направлено на передачу в собственность бесплатно всем работающим в хозяйстве земельных и имущественных паев.
Выражая несогласие c решением суда, первый заместитель главы Оконешниковского муниципального района Омской области в апелляционной жалобе указывает на то, что истцы не имеют право на получение в собственность земельных долей, т.к. в 1989 г. являлись стипендиатами совхоза "Любимовский", а не его работниками. Суд апелляционной инстанции находит данный довод жалобы несостоятельным, поскольку действующими на момент реорганизации колхозов и совхозов (1991-1993 гг.) нормативными правовыми актами предусматривалось наделение земельными долями и временно отсутствующих работников, к числу которых относились обучающиеся студенты учебных заведений, военнослужащие срочной службы.
В частности, согласно п. 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 г. N 708, в список лиц, имеющих право на земельную долю, включались временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01 января 1992 г.
Аналогичные положения закреплены в п. 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев".
То есть, под понятием "временно отсутствующий работник" понималось лицо, которое состояло в трудовых отношениях с хозяйством до его реорганизации, отсутствовало в хозяйстве на момент реорганизации, но должно было возобновить трудовые отношения с хозяйством по истечении определенного срока.
В процессе судебного разбирательства установлено, что на основании постановления N 2-П от 04 января 1993 г. совхоз "Любимовский" был реорганизован в АО "Любимовское" с 01 января 1993 г.
В этот период, оба истца проходили срочную военную службу по призыву, а ранее, с октября 1989 г. они являлись стипендиатами совхоза "Любимовский" и получали заработную плату, что подтверждается справками СПК "Любимовский" о размере доходов, копиями приказов по Оконешниковскому ССПТУ N19 от 05 сентября 1989 г., от 26 июня 1992 г. Следовательно, применительно к вышеуказанным нормам права Стоколос А.Л. и Ушаков С.В. на момент проведения земельной реформы относились к числу лиц, имеющих право на получение земельных долей. Однако, из писем администрации Оконешниковского муниципального района Омской области, направленных истцам в мае 2016 г., следует, что Стоколос А.Л. и Ушаков С.В., проходящие на момент распределения земельных долей службу в армии, по невыясненным причинам не были включены в списки лиц, имеющих право на их получение, в связи с чем им разъяснено право на обращение в суд за защитой своих прав.
По информации администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области от 26 апреля 2016 г. трудоспособным гражданам, работающим на территории поселения по состоянию на 01 января 1992 г. и пенсионерам, вышедшим на заслуженный отдых, предоставлялись в собственность земельные участки (доли) в размере " ... " га.
Статьей 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" было предусмотрено, что в процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.
Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фонды перераспределения земель также включались участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ 11 августа 1992 г. были приняты Рекомендации по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", из которых усматривается, что после передачи земель в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, производится бесплатная передача земли в собственность лицам, работающим в сельском хозяйстве. При этом п. 6 данных рекомендаций установлено, что оставшиеся нераспределенные земли могут передаваться гражданам близлежащих населенных пунктов под садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство либо могут быть проданы при условии их использования только для сельскохозяйственных целей по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов - на аукционах гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, из анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что в фонд перераспределения земель включались земли, оставшиеся после передачи в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, а также после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам и т.д.
В ст. 80 действующего в настоящее время ЗК РФ закреплено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
В силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, нарушенное право истцов на получение в собственность бесплатно доли земель сельскохозяйственного назначения может быть восстановлено за счет фонда перераспределения земель.
По сведениям Межмуниципального Калачинского отдела Управления Росреестра по Омской области от 01 сентября 2017 г. и администрации Оконешниковского муниципального района Омской области от 06 сентября 2017 г. (полученным по запросу судебной коллегии в порядке ст. 327.1 ГПК РФ) на территории Оконешниковского муниципального района Омской области фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения имеется, его площадь составляет " ... " га, из них " ... " га - сельскохозяйственные угодья. Также фонд перераспределения земель имеется в границах Любимовского сельского поселения и составляет " ... " га земель сельскохозяйственного назначения, из которых " ... " га сельскохозяйственных угодий.
В данной связи, а также учитывая, что в суде первой инстанции ни представитель ответчика - администрации Оконешниковского муниципального района Омской области, ни представитель третьего лица - администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области не возражали против удовлетворения заявленных истцами требований, вывод суда о наличии правовых оснований для признания за истцами права собственности на земельные доли категории земель сельскохозяйственного назначения размером по " ... " га из фонда перераспределения земельного Оконешниковского муниципального района Омской области, сомнений в правильности не вызывает.
Доводы жалобы о несогласии с размером земельных долей, право собственности на которые признано за истцами, также подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 11 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", размер земельной доли рассчитывается в гектарах; в балло-гектарах.
Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли.
В то же время в п. 1 указанных Рекомендаций закреплено, что в случае если земельные доли и имущественные паи были рассчитаны ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 г., N 12, ст. 931) и утверждены в установленном порядке, их повторный перерасчет не производится, а выдача свидетельств осуществляется по заявлениям собственников на основании прежних расчетов.
Из п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" следует, что трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
Принимая во внимание, что постановлением администрации Оконешниковского района Омской области от 25 февраля 1992 г. N 110-п была утверждена среднерайонная норма бесплатной земельной доли, подлежащей передаче в собственность граждан (в Любимовском сельхозпредприятии - " ... " га) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708, ссылки апеллянта на необходимость определения размера причитающихся истцам земельных долей путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей, являются ошибочными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда, либо требующие дополнительной проверки. Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Оконешниковского районного суда Омской области от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.