Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас А.В.,
рассмотрев жалобу директора бюджетного учреждения "Карельская государственная филармония" (далее БУ "Карельская государственная филармония", Учреждение) ( ... ), поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 10 июля 2017 г., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 25 января 2017 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении БУ "Карельская государственная филармония",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 25 января 2017 г. БУ "Карельская государственная филармония" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2017 г. постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 25 января 2017 г. оставлено без изменения, жалоба БУ "Карельская государственная филармония" - без удовлетворения.
В жалобе заявитель выражает несогласие с указанными постановлениями, ссылаясь на то, что предписание надзорного органа от 17 августа 2016 г. N 63126, невыполнение которого вменяется заявителю, является незаконным. Указывает на то, что на Учреждение не распространяются требования ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", положения приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 и от 28 сентября 2015 г. N 287, а также положения приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11, поскольку оно не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и груза.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся судебные постановления подлежащими отмене.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежит: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении в отношении БУ "Карельская государственная филармония" была проведена внеплановая документарная проверка, одной из задачи которой была проверка исполнения Учреждением обязательных требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения согласно действующему законодательству, по результатам которой должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (далее УГАДН по Республике Карелия) Учреждению было выдано предписание от 17 августа 2016 г. N ( ... ) с требованием в срок до 28 октября 2016 г. включительно обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, соответствующего квалификационным требованиям п. 16.3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
На основании приказа начальника УГАДН по Республике Карелия от 10 ноября 2016 г. N ( ... ) в отношении БУ "Карельская государственная филармония" была проведена внеплановая документарная проверка по выполнению требований предписания от 17 августа 2016 г., в результате которой установлено, что п. 1 вышеуказанного предписания Учреждением не исполнен, а именно - не назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, соответствующее профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к должности "специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения", о чем составлен акт проверки от 12 декабря 2016 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения БУ "Карельская государственная филармония" к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Однако с состоявшимися по настоящему делу судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела ни мировым судьей, ни судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление не была проверена законность выданного надзорным органом предписания от 17 августа 2016 г. Отклоняя доводы заявителя при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи по данному делу, судья городского суда необоснованно указал на то, что оспариваемое предписание подлежало исполнению Учреждением в полном объеме, поскольку оно не было обжаловано в установленном законом порядке и вступило в законную силу.
Так, перечень обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, установлен п. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (далее Федеральный закон N196-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона N196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить контроль технического состояния транспортных средств перед выездом.
В силу ст. ст. 784, 785, 786 Гражданского кодекса РФ перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.
Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.
Статьей 5 Федерального закона N 259-ФЗ установлены виды перевозок пассажиров и багажа, которые подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковым такси.
Во исполнение ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года N 287.
Таким образом, ст. 20 Федерального закона N196-ФЗ разграничивает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности БУ "Карельская государственная филармония" является предоставление населению услуг по культурной и музыкально-просветительской деятельности ... , организация и проведение концертов, семинаров, конференций ... , проведение культурно - досуговых мероприятий ... , что следует из Устава Учреждения (л.д. 57). Деятельности по перевозке пассажиров и грузов Учреждение не осуществляет, доказательства, подтверждающие осуществление им перевозок, в материалах дела отсутствуют.
С учетом указанных выше обстоятельств, предписание от 17 августа 2016 г. N ( ... ) нельзя признать основанным на нормах закона.
При таких данных постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 25 января 2017 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2017 г., вынесенные в отношении БУ "Карельская государственная филармония" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Председатель Верховного Суда Республики Карелия
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу директора БУ "Карельская государственная филармония" ( ... ) удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 25 января 2017 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении БУ "Карельская государственная филармония" производством прекратить.
Председатель Верховного Суда
Республики Карелия А.В. Наквас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.