Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 4 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии - заместителя старшего судебного пристава Киселевой А.Ю. N 102/02 от 6 апреля 2017 года администрация Аликовского района Чувашской Республики (далее - администрация, юридическое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 4 июля 2017 года постановление должностного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике N 102/02 от 6 апреля 2017 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением, глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу. Ссылаясь на часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, считает, что администрация незаконно привлечена к административной ответственности.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии Степанова Е.Ю. об оставлении жалобы без удовлетворения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя Куликова А.Н., извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 31 марта 2013 года на администрацию Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить ФИО1 и ФИО2 благоустроенное жилое помещение.
На основании исполнительного листа N от 31 января 2013 года, выданного Красноармейским районным судом Чувашской Республики, 13 марта 2013 года судебным приставом - исполнителем Аликовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Чувашской Республике в отношении администрации Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики в пользу взыскателя ФИО2 возбуждено исполнительно производство, должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа.
В связи с неисполнением требований вышеуказанного исполнительного документа 8 апреля 2013 года судебным приставом - исполнителем Аликовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Чувашской Республике вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 августа 2015 года произведена замена в порядке процессуального правопреемства должника администрации Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на его правопреемника - администрацию Аликовского района чувашской Республики.
Постановлением от 16 октября 2016 года судебный пристав-исполнитель по исполнительному производству N-ИП от 13 марта 2013 года произвел замену должника администрацию Шумшевашского сельского поселения на ее правопреемника - администрацию Аликовского района Чувашской Республики.
6 февраля 2017 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике администрации Аликовского района направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 16 февраля 2017 года с предупреждением об административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ.
Данные требования исполнены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем составлен акт об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республики вынесено обжалуемое постановление.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении администрацией Аликовского района, являющейся должником по исполнительному производству N от 31 января 2013 года, содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и вина администрации Аликовского района Чувашской Республики в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2017 года, актом об обнаружении правонарушения от 10 марта 2017 года и иными материалами исполнительного производства и другими доказательствами, содержание которых подробно приведено в решении судьи.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что у должника имелась реальная возможность для выполнения в установленный срок всех содержащихся в исполнительном документе требований, но администрацией Аликовского района Чувашской Республики не были приняты все зависящие от нее меры.
Доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых и иных непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, администрацией не представлено.
Аргументированных доводов об отсутствии в действиях администрации Аликовского района состава вмененного правонарушения, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы должностного лица и суда, в жалобе не приведено.
Доводы жалобы о том, что администрацией приняты все зависящие от нее меры по выполнению требований судебного пристава - исполнителя, а также о наличии уважительных причин, препятствовавших своевременному исполнению указанных требований, являются несостоятельными.
В обоснование доводов жалобы автор указывает на отсутствие на балансе свободного жилого фонда, на возможность исполнения решения суда лишь при предоставлении субсидии из бюджета Аликовского района, а также на длительность процедуры заключения и исполнения муниципального контракта, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако указанные причины нельзя признать уважительными.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Будучи участником бюджетного процесса и обладая необходимыми организационно-распорядительными полномочиями, начиная с 31 марта 2013 года администрация не была лишена возможности принять все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в том числе учесть предстоящие расходы на указанные цели при исполнении бюджетов в период исполнительного производства, и обязана была не только инициировать внесение изменений в бюджет на соответствующие годы с соблюдением требований бюджетного законодательства, но и добиться принятия изменений в бюджет, а также провести процедуру муниципальной закупки соответствующих товаров, работ и услуг, необходимых для исполнения требований исполнительного производства.
При указанных обстоятельствах, отсутствие жилого фонда и финансовых средств на покупку жилья не является уважительной причиной для неисполнения требований исполнительного документа в течение длительного периода, исчисляемого с 2013 года.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется, при этом при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии - заместителя старшего судебного пристава Киселевой А.Ю. N 102/02 от 6 апреля 2017 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 4 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.